Рейтинг
+1.13

Диаспора

13 читателей, 1180 топиков

Новая книга Артуро Перес-Реверте

Диаспора
[i][b]Один из самых популярных испанских писателей на переломе веков говорит о любимых книгах, повседневных битвах и ужасе войны, о трусости одних, героизме других и одиночестве всех нас. Об идиотизме политиков и мудрости шлюх, о памяти культуры и бессмысленности современной моды. Перес-Реверте ? свидетель своей эпохи, и его статьи отражают наше непростое время, словно зеркало. Даже если нам вовсе не нравится это отражение. Книга эссе Артуро Переса-Реверте «С намерением оскорбить» выходит в московском издательстве «Эксмо» в 2004 году.
Читать дальше →

Регистрация компании в Испании

Диаспора
[b]Как всегда, на вопросы читателей газеты КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА В ИСПАНИИ отвечают специалисты юридической фирмы «Morera & Asociados ASESORES INTERNACIONALES» (BM&A). На этот раз на вопросы, связанные, в основном, с регистрацией собственного предприятия, отвечает адвокат Армандо Лусендо Тэло.[/b] [i]Собираюсь создать собственную фирму, но сомневаюсь, какой статус ей придать ? S.A. или S.L. В чем состоит принципиальная разница между этими двумя типами фирм?[/i]
Читать дальше →

Наши поздравления

Диаспора
Здравствуйте, дамы и господа! Сайт «Русская Испания» поздравляет вас с наступающим Новым Годом! Счастья, удачи и здоровья Вам и Вашим близким! Желаем вам удачно справить НОЧЕВИЕХА, как называют ночь на 1 января сами испанцы. Мы очень рады, что вы иногда заглядываете на наш сайт, посвященный событиям в Испании. Честно говоря, мы не ожидали такого количества посетителей при полном отсутствии рекламы. Можете не сомневаться - мы будем продолжать начатое дело. Чтобы не принес 2005 год ? вы всегда можете узнать о событиях в Испании с помощью нашего сайта.
Читать дальше →

Отец Андрей

Диаспора

Договориться с о. Андреем о встрече, чтобы задать ему несколько вопросов, было непросто. То он в Валенсии на крещении ребенка, то проводит богослужение в соборе Сантьяго-де-Компостела. Наконец, встреча с журналистом КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ В ИСПАНИИ состоялась.

Наша справка


Андрей Кордочкин, или отец Андрей, ? настоятель прихода Рождества Христова Русской Православной Церкви в Мадриде. Родился в Санкт-Петербурге в 1977 году. Учился в английской школе, затем попал в Англию в рамках программы по обмену учащимися и учился в школе при бенедиктинском монастыре. Через год поступил в Оксфордский университет на факультет богословия, где проучился 3 года. Еще год учился в Лондоне на степень магистра, затем 3 года провел на севере Англии в городе Дареме, где писал докторскую диссертацию. Священником стал 3 года назад в Смоленске. Рукополагал Андрея Кордочкина митрополит Смоленский и Калининградский, курирующий зарубежные приходы. В Испанию о. Андрей приехал 30 января этого года. Женат, имеет полуторагодовалую дочь.

- Как Вы все успеваете: ездить по Испании, вести дела в приходе и заботиться о семье?

- Да, работы очень много. В материковой Испании действуют только 2 прихода Русской Православной Церкви: в Мадриде и в Барселоне. Кроме этого, есть еще на Майорке, где работу ведут два священника. Настоятель прихода на Майорке ? испанец, уроженец острова, он занимался регистрацией Русской Православной Церкви в министерстве юстиции в Мадриде. Основная наша проблема ? несоответствие наших возможностей с количеством выходцев из бывшего СССР, которые сейчас живут в Испании. Два священника на такую большую страну ? это очень мало. Мне приходится регулярно совершать богослужения в других городах. Я езжу в Малагу, Альмерию, Валенсию, Овьедо, раз в два месяца выезжаю на остров Гран Канариа, где живет очень много наших соотечественников. В основном, это моряки, которые на каком-то этапе своей жизни остались на острове.

- Я читал как-то о православном священнике из Севильи...

- Возможно, это священник Греко-Католической Церкви, которая использует православный обряд. В административном отношении они подчиняются Ватикану. В основном, это относится к Западной Украине, где так называемая Уния была политическим способом завоевания западных территорий. Согласно Унии, православные признали папство под видом соединения западной и восточной церквей.

- А кто проводит богослужения в Торревьехе?

- Если не ошибаюсь, в Торревьехе служит священник из Украины, но подчиняется он не Русской Православной Церкви, а Константинопольскому патриархату. Вообще, Православная Церковь состоит из 15 независимых православных церквей, так называемых, автокефальных: Константинопольская, Иерусалимская, Элладская с центром в Афинах и так далее, в том числе и Русская. Некоторые из них являются древними, другие ? новыми, как, например, Американская православная церковь или Чешская. Единой системы управления, как в Католической Церкви, где Ватикан является единым центром для всех, у нас нет.

- Кому подчиняетесь вы?

- Мы подчиняемся Московскому Патриархату, за богослужением мы поминаем Святейшего Патриарха Алексия. Мой приход входит в епархию, которая включает Испанию, Португалию, Францию, Италию и Швейцарию. Наш архиерей живет и служит в Париже.

- Каковы основные трудности в вашей работе?

- Как я уже говорил, это огромная территория, на которой действуют всего два священника. Кроме того, у нас есть проблемы финансового характера. За те 11 месяцев, что я здесь, не поступало никакого финансирования ни из Москвы, ни откуда бы то ни было. Помещение, которое мы снимаем для богослужений, не вмещает всех, кто к нам приходит. По воскресеньям собирается более ста человек, люди стоят на улице. Мы пытаемся найти средства для аренды помещения, где всем бы хватило места. Ведем переговоры с Католической Церковью, просим, чтобы нам выделили пустующий храм в центре Мадрида. Кроме того, мы провели переговоры в мэрии города, которая готова предоставить нам участок земли для строительства. Опять же вопрос упирается в финансирование. При имеющемся количестве выходцев из бывшего СССР необходимость в храме не вызывает сомнений. Из европейских столиц, наверное, только в Мадриде и Лиссабоне до сих пор нет стационарных православных храмов. В других городах они были построены еще на стыке XIX ? XX веков.

- В Мадриде никогда раньше не было православного храма?

- Была домовая церковь при российском посольстве, которая начала действовать в 1761 году. Поэтому можно считать, что история нашего прихода насчитывает почти 250 лет. Но своего храмового помещения никогда не было, богослужения проходили в здании посольства. С революцией деятельность православного прихода в Мадриде прервалась. Мы пытаемся возобновить традиции, тем более что сейчас в Испании проживает гораздо больше россиян, чем в XIX веке, и необходимость в строительстве очевидна.

- Куда Вы выезжаете совершать Литургии?

- Регулярно в Малагу и на Гран Канариа. Иногда меня просят совершать крещения. Я уже дважды был под Валенсией, в городе Кульере, где живет много наших соотечественников. Дважды я служил в Овьедо и в Альмерии. Думаю, в эти города вернусь еще не раз. Я всегда откликаюсь на просьбы. Если где-то меня ждут, если где-то есть люди, для которых богослужение действительно важно, которые не представляют свою жизнь без молитвы, мы стараемся людям такую возможность предоставить. Я всегда говорю: если человек не может прийти в церковь, то церковь приходит к нему сама.

- Где Вы проводите богослужения, когда выезжаете в другие города?

-У нас сложились хорошие отношения с Католической Церковью. Поэтому в некоторых местах, например, на Гран Канариа, в Овьедо, нам выделяют очень хорошие католические храмы в центре города. В Малаге до последнего времени богослужение проводилось в конференц-зале гостиницы. Недавно мы встретились с епископом Малаги и попросили, чтобы нам выделяли раз в месяц храм на Коста-дель-Соль между Малагой и Марбельей. В Альмерии мы совершаем богослужения в румынской православной церкви, священник которой любезно предоставляет нам храм. Под Валенсией, в Кульере, я крестил детей в русском магазине, являющимся своеобразным культурным центром. Мы стараемся использовать все ресурсы и не притязательны к условиям.

- Если у кого-то из наших соотечественников есть какой-либо вопрос или просьба, он может к вам обратиться?

- Конечно. Священник должен быть доступен всем. У меня в Испании функция не представительская, а пастырская. Я приехал сюда из России прежде всего для того, чтобы отвечать на духовные нужды наших соотечественников. Иначе мое пребывание здесь не имело бы смысла. Я постоянно отвечаю на телефонные звонки и электронную почту. Мы работаем над сайтом в Интернете. Работа затягивается, но сайт будет сделан. Там будут все координаты и информация о нашей работе.

- Что Вы думаете по поводу преподавания религии в школе?

- Я не думаю, что не нужно ничего навязывать. Если нет никакого религиозного просвещения, как было в СССР, часто сталкиваешься с тем, что образованные и умные люди практически ничего не знают о Православии, которое все-таки было очень важным фактором для формирования русской литературы, истории и культуры страны. Важно найти компромисс: не должно быть обязаловки, которая будет людей только отпугивать, вызывать отторжение. С другой стороны, у детей есть право услышать слово о Боге в школе. И им нужно такую возможность предоставить. Очень важно не впасть в крайности. Преподавание религии в школе должно быть приемлемым для детей всех конфессий, чтобы никто не чувствовал себя ущербным. Но школа никак не сможет компенсировать то, что не хочет или не может дать семья.

- Вы много общаетесь с людьми. На чем бы Вы заострили внимание?

- Очень часто приходится сталкиваться с тем, что люди вспоминают о Боге только в критических ситуациях, когда кроме как на Бога, надеяться больше не на кого. Именно поэтому многие наши соотечественники приобщаются к Церкви не на Родине, а в эмиграции. Очень печально, когда так происходит. Для родителей было бы очень больно, если бы дети вспоминали о них только тогда, когда им что-то нужно. Я думаю, что о Боге человек должен помнить всегда, в горести и в радости. Церковь ? это не только духовная реанимация, которая может вызволить человека из бездны в критических ситуациях. Церковь может помочь жить человеку радостно и осмысленно каждый день его жизни. Поэтому я хочу напомнить нашим соотечественникам, главным образом тем, кто живет в Мадриде и его окрестностях, что церковь рядом и Бог ждет всегда каждого человека. И никогда не бывает слишком поздно.

- Что Вы пожелаете читателям нашей газеты в свете приближающихся праздников?

- Всем, кто празднует Рождество Христово и 25 декабря, и 7 января, желаю светлой рождественской радости. Пусть тот неземной мир, который принес на землю Христос, просвещает и укрепляет вас и ваших близких.

Богослужения Христорождественского прихода в Мадриде проходят по адресу Alverja 10 (метро Lucero или Batan). Воскресенье: исповедь 9.30, Божественная Литургия 10.00.

В январе планируются богослужения в Беналмадене, Овьедо и Лас-Пальмасе (о. Гран Канариа).

Справки по телефонам:

91 470 19 69, 686 291 801

(о. Андрей Кордочкин)

е-mail: kordochkin@hotmail.com

о. Макарий Росселло

о. Серафим Павлов (Пальма-де-Майорка)

97 190 51 01, 678 453 823

о. Владимир Абросимов (Барселона)

93 422 39 65, 687 210 629

Письмо друга из Испании

Диаспора
Я хочу, чтобы меня услышали граждане Украины и России, живущие в Испании. Меня зовут Андрей. Мне 36 лет. Всю жизнь я считал себя русским, хотя долгое время жил на Украине. Родился я в Харькове, там же окончил среднюю школу. Говорят в Харькове, в основном, на русском языке, и думают тоже по-русски. «Западенцев», говорящих на украинском, считают на Востоке страны людьми не слишком, что ли, умными. Так думал и я, должен признать свою ошибку. Конечно, здесь сыграла свою роль коммунистическая пропаганда, которая утверждала, что «бендеровцы» помогали гитлеровцам и убивали мирных жителей. Потом я понял, что жителей убивали совсем не они, но семена советского яда уже прижились и продолжают жить и сейчас. Говорю это к тому, что «бело-голубые» утверждают, что идет конфликт между «русскими» и «западенцами», что неправда ? например, в Киеве 75% избирателей проголосовали за Ющенко. Конфликт не идет и между Ющенко и Януковичем или между США и Россией, наконец! Это не так! Раскол в обществе проходит гораздо глубже. Граждане Украины хотят уйти от великого и могучего «совка» со всеми его прелестями, но некоторых он вполне устраивает, в силу корысти или излишней доверчивости.
Читать дальше →

Управление автомобилем в Испании

Диаспора

Недавно наконец-то получила водительские права и теперь собираюсь приобрести автомобиль. Толком не представляю, как покупается машина в Испании, на что надо обратить внимание и что следует иметь в виду. Покупать буду, скорее всего, автомобиль со вторых рук. Не могли бы вы рассказать обо всех проблемах, связанных с этим?

Покупка у частного лица


При покупке автомобиля у частного лица, вам придется легализовать в DGT факт смены владельца транспортного средства. Прежде чем отправляться в DGT, чтобы оформлять документы, не забудьте удостовериться, что относительно данного автомобиля не ведутся какие-либо судебные тяжбы и что на нем не висят многочисленные непогашенные штрафы. Переоформив автомобиль на свое имя, вы тем самым становитесь частично ответственным за всю его предыдущую историю. Если, например, через несколько лет вы решите снять с учета автомобиль, а за ним все еще числятся невыплаченные штрафы, вы не сможете избавиться от автомобиля, пока предыдущие владельцы не оплатят штрафы. Даже если автомобиль придет в полную негодность, он будет числиться за вами и приносить немало проблем.

Чтобы облегчить процесс переоформления, настоятельно попросите продавца заполнить специальный бланк «Извещение о передаче транспортного средства» («NotificaciЧn de transmisiЧn de vehТculos») ? это существенно облегчит вам дальнейшую работу с бумагами. Для перерегистрации автомобиля на ваше имя обратитесь в областное Транспортное Управление по месту вашего жительства или по месту жительства продавца. Весьма желательно заниматься этим вместе с продавцом, поскольку одновременно с документами о регистрации автомобиля на ваше имя, необходимо будет подать заявление о снятии с учета транспортного средства, числящегося за продавцом.

Если вы хотите оформить автомобиль не только на себя, но и на других членов вашей семьи, нужно будет заполнить соответствующие бланки на всех будущих владельцев. При этом сбор на регистрацию автомобиля оплачивается лишь в единичном размере вне зависимости от количества совладельцев. Для регистрации понадобится также любой документ, удостоверяющий вашу личность.

История транспортного средства

Прежде чем подписывать договор купли-продажи, весьма полезно выяснить кое-какие данные предмета покупки. Для этого нужно обратиться в картотеку транспортных средств (Registro de vehiculos) DGT.

Доступ к картотеке предоставляется по запросу. Полученная справка на основании данных картотеки раскроет вам всю историю приглянувшегося вам автомобиля: скольких владельцев он сменил, кто является настоящим владельцем в настоящий момент, как пользовались автомобилем до момента продажи ? в качестве семейного средства передвижения или такси, - является ли он предметом текущих судебных тяжб, попадал ли в аварии, имеются ли за ним непогашенные штрафы и т.п. Также имеет смысл проанализировать места предыдущих регистраций и места его ночной парковки автомобиля. Не забывайте, что автомобиль, эксплуатировавшийся несколько лет в прибрежных районах, особенно на севере Испании, и «ночевавший» на улице, а не в гараже, намного быстрее начнет вам создавать проблемы с кузовом.

Некоторые автомагазины, особенно мелкие, порой совершают незаконные сделки ? требуют от покупателя оплаты штрафов, числящихся за приглянувшимся автомобилем. С момента вступления в силу Закона о Дорожной Безопасности (la Ley de Seguridad Vial) ответственность за нарушения несет непосредственный виновник, т.е. предыдущий владелец. Хотя наличие неоплаченных штрафов не является препятствием для перерегистрации автомобиля на нового владельца, тем не менее, как сказано ранее, покупка автомобиля с невыплаченными штрафами в будущем может стать источником проблем.

Техосмотр

Технический осмотр (ITV ? InspecciЧn TОcnica de VehТculos) - необходимая и обязательная формальность для всех автомобилей, достигших четырехлетнего возраста (с момента первой регистрации), которую нужно проходить каждые два года. Машины старше 10 лет проходят техосмотр ежегодно.

При прохождении ITV в одном из специальных центров, которые имеются во всех провинциях, автомобиль подвергается тщательному осмотру ? проверяются внешний вид кузова и его компонентов, свет и его индикаторы, тормоза, диагностируются развал/схождение, подвески, шасси, мотор и привод.

После осмотра машины вам укажут все обнаруженные легкие и серьезные дефекты. Легкие дефекты необходимо будет устранить к следующему техосмотру. Для устранения серьезных дефектов предоставляется 1 месяц. Если по истечении одного месяца вы не исправите поломку и будете ездить на машине, то вас могут оштрафовать.

При покупке автомобиля со вторых рук имеет смысл обратить внимание на дату следующего техосмотра. В хороших магазинах автомобиль проходит техосмотр буквально накануне переоформления на ваше имя, и в ближайшие два года (если автомобиль моложе 10 лет) или год вам не придется посещать техцентр ITV. Мелкие автомагазины и частные лица нередко предлагают купить автомобиль «как есть». Вполне возможно, что через месяц-два после покупки вам придется самостоятельно пройти ITV, в автомобиле обнаружат серьезные дефекты, и необходимый ремонт казавшего столь недорогим автомобиля значительно повысит его стоимость.

Страхование

По испанским законам страхование автомобиля от третьих лиц является обязательным. Иными словами, в обязательном порядке осуществляется страховка инцидентов, в которых кроме страхуемого автомобиля и его водителя участвуют другие транспортные средства и физические или юридические лица. По желанию автовладельца могут быть застрахованы и всевозможные дополнительные риски вплоть до страховки от любого риска (Todo Riesgo).

Стоимость и вид страхования зависят, в основном, от возраста и состояния автомобиля, а также от возраста и стажа водителя.

При покупке машины в кредит ее придется застраховать от любого риска, так как кредит придется выплатить полностью, даже если автомобиль будет угнан или придет в полную негодность в результате аварии.

Езда на незастрахованном автомобиле, в том числе ? на автомобиле, страховка которого истекла «только вчера», чревата серьезными штрафами и арестом автомобиля.

Прежде чем подписывать договор купли-продажи, весьма полезно выяснить кое-какие данные предмета покупки. Для этого нужно обратиться в картотеку транспортных средств (Registro de vehiculos) DGT.

Ирина ГУРИНА

Полиция Испании арестовала группу украинцев, вымогавшую у соотечественников плату за "обеспечение безопасности"

Диаспора
Национальная полиция Испании арестовала в среду вечером в Мадриде группу украинцев, которые занимались вымогательством у своих соотечественников, требуя от них под угрозой физической расправы ежемесячной дани за "обеспечение безопасности". Как передает Национальное радио Испании, полиция вышла на след этой банды месяц назад, когда к ней обратился живущий под Мадридом гражданин Украины. Он был похищен рэкетирами, жестоко избит и выпущен только после того, как пообещал заплатить сумму, которую с него потребовали.
Читать дальше →

Испанские репортажи 1931?1936

Диаспора

В первый раз Илья Григорьевич Эренбург приехал в Испанию в 1931 году. Итогом этой поездки стала книга «Испания», а также спецотчет об увиденном. Хозяев в Кремле интересовало, насколько реально превратить Пиренейский полуостров в небольшой концлагерь под красным флагом с серпом и молотом. Позже, в 1936 году, Эренбург снова оказывается в Испании в качестве военного корреспондента газеты «Известия». Он много пишет, одновременно строча донесения в Москву о ситуации в Испании. Тем не менее, интересно почитать его записки 1931-36 гг, зная, что в это время некто готовится к захвату власти....

Декабрь 1931 ? май 1936

ОСЕЛ, ИДИ!

Камни, рыжая пустыня, нищие деревушки, отделенные одна от другой жестокими перевалами, редкие дороги, сбивающиеся на тропинки, ни леса, ни воды. Как могла эта страна в течение веков править четвертью мира, заполняя Европу и Америку то яростью своих конкистадоров, то унылым бредом своих изуверов? Большое безлюдное плоскогорье, ветер, одиночество. Пустая страница, только на полях ее, на узких склонах, ведущих к морям, вписала природа зеленые пастбища Галисии или сады Валенсии. Страна, о которой мечтают уроженцы севера, как о потерянном рае, ? неприютная и жестокая страна. Ее красота заведомо трагична, а простое довольство становится в ней историческим преступлением.

Люди жадные и неусидчивые давно покинули Испанию. От былой жизни они сохранили только язык, и вот на кастильском языке беседуют друг с другом короли висмута или нитрата, нефтяники Венесуэлы и «старатели» Колумбии, продувные президенты и блистательные сутенеры.

Те, что остались, любят эту землю тупой и величавой любовью. Крестьяне Кастилии или Галисии, ошалев с голоду, взбираются на палубы огромных пароходов, но из пестрой и шумной Америки неизменно они возвращаются назад. Они едят там мясо, они щеголяют в желтых ботинках, но ничего не поделаешь ? они возвращаются назад в глухие деревушки, где длинны вечера без светильника, где длинны годы без праздника, годы натощак. Из Нового Света они не привозят ни любви, ни сбережений. Их жизнь ? здесь, на печальной и сонной земле, там была поденщина, сутолока, ложь.

Где только не живут здесь люди! На верхушке горы, среди ветров и буранов, дрожит злосчастная хижина: [8] малое человеческое тепло борется с суровой зимой Леона. В Альмерии или возле Лорки иногда несколько лет кряду не бывает дождя ? растрескавшаяся злая земля, рыжий туман, зной, голод, а среди трещин ? кто знает зачем? ? ютятся люди, они все ждут и ждут дождя. В Гуадисе люди живут не в домах, но в пещерах, это кажется справкой об иной эре, но это только обыкновенный уездный город, тихий и нищий, где вместо домов ? пещеры, где надо платить пещеровладельцу ? помесячно. В долинах Лас-Урдеса земля ничего не производит, это заведомо гиблый край, века он был отрезан от Испании. Недавно провели дорогу, люди могут уйти оттуда, но нет, они не уходят. Цепок человек в Испании, и трудно его выкорчевать.

Да, конечно, в Валенсии золотятся знаменитые апельсины, в Аликанте вызревают финики, прекрасны ставшие поговоркой сады Аранхуэса и академичны достоуважаемые виноградники Хереса. Но все это только описки, только богатые предместья большого и нищего города.

Горы, перевалы, камни, пустая дорога. Вот показалась смутная тень ? крестьянин верхом на осле. Я не знаю ничего суровей и величественней, нежели пейзаж Кастилии. По сравнению с ним даже Кавказ кажется достроенным и законченным. Кастилия ? это стройка природы, торчат стропила, разбросаны камни ? мир здесь еще не доделан. Можно только угадать горделивый замысел зодчего. Человеческое жилье, редкое и непонятное, входит в землю. Оно прячется, как насекомое, от любопытного взора, оно одного цвета с камнями, оно пугливо к ним жмется. Так называемого «царя природы» здесь нет, и в самих камнях ? безначалие. Все желто-серое, серое, порой рыжее.

Крестьянин верхом на осле. Он выехал рано утром. На его плече волосатое одеяло. Сейчас из ущелий налетит ледяной ветер: близка ночь. Осторожно перебирает ногами терпеливый ослик, у него крохотные ноги, но они давно привыкли к непостижимым пространствам. Далеко до стойла. Все холодней и холодней. Человек говорит: «¡Burro, arre!» Это звучит воинственно и громко, это потрясает своими «ррр». В переводе это значит: «Осел, иди!» Это не окрик и не приказание ? осел послушно идет. Но скучно, сиротливо человеку в этакой пустыне, он едет час, два, три, он едет весь день, и вот он говорит с ослом ? человеку надо с кем-нибудь поговорить. Долго и [9] неотвязно он повторяет: «Осел, иди!» Осел, тот не отвечает, он только исправно переставляет ножки. Холодно! Человек развернул одеяло и закутался в него, как в саван. Стемнело. Только силуэт виден ? причудливая тень, рыцарь в плаще на маленьком ослике. Горная тишина, и все то же причитание: «Осел, иди!», как справка о судьбе ? и осла, и своей, может быть, о судьбе всей Испании.

Появление Мадрида кажется дурным театральным эффектом. Откуда взялись эти небоскребы среди пустыни? .. Здесь нет даже великолепной нелепости северной столицы, которая заполнила столько томов русской литературы, здесь просто нелепость: среди пустыни сидят изысканные кабальеро и, попивая вермут, обсуждают, кто витиеватей говорил вчера в кортесах{1} ? дон Мигель или дон Алесандро?.. Они окутаны ночью и камнями. По камням движутся тени, и, как пароль, звучит: «Осел, иди!..»

декабрь 1931

НЕБОСКРЕБ И ОКРЕСТНОСТИ

Испанцы любят утверждать, что в их стране можно увидать различные эпохи ? они отлегли пластами, не уничтожив одна другую. Это верно для историка искусств, однако, если интересоваться в Испании не только соборами, но и жизнью живых людей, встает хаос, путаница, выставка противоречий. Прекрасное шоссе, по нему едет «испано-сюиса» ? самые роскошные автомобили Европы, мечта парижских содержанок, изготовляются в Испании. Навстречу «испано-сюисе» ? осел, на нем баба в платочке. Осел не ее, ей принадлежит только четверть осла ? это приданое, осел достояние четырех семейств, и сегодня ее день. Вокруг чахлое поле, девка тащит деревянный плуг. Приезжему это может показаться постановкой для киносъемки, археологической реконструкцией, но красавец кабальеро, который развалился в «испано-сюисе», не удостаивает девку взглядом: он знает ? это попросту быт.

Кабальеро отдыхал в Сан-Себастьяне, там прелестные [10] актрисы из Парижа и баккара{2}. Теперь пора за работу! Сегодня акции «Сальтос Альберче» котировались 76... Вот и Мадрид! Гран Виа. Небоскребы. Нью-Йорк. Здания банков этажей по пятнадцати каждое, на крышах статуи: голые мужчины, вздыбленные кони. Электрические буквы носятся по фасадам. Освещенные ярко таблицы гласят: «Рио Плата, 96... Альтос Орнос, 87...» Внизу под таблицами копошится фауна Мадрида: все безногие, слепые, безносые, паралитики и уроды Испании. Те, у кого осталась рука, сидят часами не двигаясь, с раскрытой ладонью, безрукие протягивают ногу, слепые стонут, немые трясутся. Вместо лица порой проступает череп. Развернуты тряпки, товар показан лицом: струпья, язвы, гнилое мясо. А наверху гранитные мужчины гордо придерживают бронзовых жеребцов.

На Гран Виа светло и шумно. Сотни продавцов выкрикивают названия газет, названия высоко поэтические: «Свобода» или «Солнце». В газетах передовые перья пишут о философии Кайзерлинга, о стихах Валери, об американском кризисе и о советских фильмах. Кто знает, сколько среди этих продавцов вовсе неграмотных?.. Сколько полуграмотных среди блистательной публики? Одеты кабальеро, слов нет, на славу. Какие платочки! Какие ботинки! Нигде я не видал таких франтоватых мужчин. Надо здесь же добавить, что нигде я не видал столько босых детей, как в Испании. В деревнях Кастилии или Эстремадуры дети ходят босиком ? в дождь, в холод. Но на Гран Виа нет босых, Гран Виа ? Нью-Йорк. Это широкая большая улица. Направо и налево от нее ? глухие щели, темные дворы, протяжные крики котов и ребят.

В каждом маленьком городишке Испании целая армия чистильщиков сапог ? блеск неописуемый. Бань, однако, нет. Это не от любви к грязи, испанцы ? народ чистоплотный, нет, это от путаницы: старый быт разложился, новый не придуман. Какие-то ловкачи успели построить, неизвестно зачем, дюжину небоскребов, но в обыкновенных жилых домах ванн не имеется, об этом никто не позаботился.

В путеводителе потрясает богатство поездов: кроме «скорых» и «курьерских», имеются «роскошные», даже «сверхроскошные». Но вот проехать из Гранады в [11] Мурсию не так-то просто. Это два губернских города, между ними примерно 300 километров, один поезд в день, дорога длится 15 часов, поезд отнюдь не «сверхроскошный» ? темные вагончики, готовые развалиться. Бадахос и Касерес ? главные города Эстремадуры, 100 километров, один поезд в день, 8 часов пути.

Возле Саморы строят электрическую станцию «Сальтос-дель-Дуэро». Это будет «самая мощная станция Европы». На скалистых берегах Дуэро вырос американский город: доллары, немецкие инженеры, гражданская гвардия, забастовки, чертежи, цифры, полтора миллиона кубических метров, энергия за границу, выпуск новых акций, огни, грохот, цементные заводы, диковинные мосты, не двадцатый, но двадцать первый век. В ста километрах от электрической станции можно найти деревни, где люди не только никогда не видали электрической лампочки, но где они не имеют представления об обыкновенном дымоходе, они копошатся в чаду, столь древнем, что легко вообще забыть о ходе времени.

В каждом городе ? государственное бюро для туристов. На стенах пестрые афиши, в шкафах солидные папки, проводники одеты в затейливые мундиры с флажками. «У нас превосходные гостиницы, у нас дивный климат, у нас художественные ценности!..» Всем известно ? Испания страна искусств: что ни дом, то музей. Показывая туристам старые церкви, проводники не довольствуются эстетическими восторгами, они знают, как ошеломить пивовара из Нюрнберга или «французика из Бордо»: посмотрите на эту епитрахиль, драгоценные камни, миллион песет! Золотые сосуды в Бургосе ? полтора миллиона!.. На богоматери Валенсии ожерелья и безделки ? два миллиона, сантим в сантим!.. Туристы богомольно вздыхают. В Саморе туристам показывают романскую часовню. Надо пройти через большую сборную: детский приют. Час обеда. 200 ребят. Командуют монашки. При виде «господ» перепуганные дети встают. Это дети нищеты. Это также дети деревенских кюре, которые плодотворно утешали своих злосчастных служанок. Одеты дети в какие-то нелепые рваные власяницы. Из ржавых мисок хлебают они баланду ? вода и горох. Если возмутиться, проводник объяснит: бедная страна, нет средств... Вот сюда... Направо... Статуя богоматери, шкатулка с изумрудами, коллекция ковров, четыреста тысяч!.. [12]

В кортесах обсуждают вопрос о разводе. Радикалы и социалисты стараются затмить друг друга. На пюпитре советское законодательство о браке. Цитаты из Уэллса, даже из Маркса. Дома отважных депутатов ждут их законные супруги. Они по-прежнему послушно беременеют и нянчатся с детьми...

В Бадахосе, когда в казино входит дама, почтенные посетители встают: это «народ рыцарей». В Бадахосе, как и в других городах Испании, «рыцари» дома от поры до времени лупят своих дам: и галантность и побои равно входят в быт.

Никогда в Испании не следует доверять вывескам. «Религиозная книготорговля» ? в окне «Капитал», повести Коллонтай{3}, «Дневник Кости Рябцева»{4}. Лавка социалистического кооператива ? в окне гипсовые статуэтки: святая Тереза и пасхальный барашек. «День всех мертвых» в деревушке Санабрии. Толпа стоит на морозе несколько часов. Свечи. Молитвы. Средневековье. Помолившись вдоволь, крестьянин садится на осла. Осел упрямится. Тогда молельщик кричит: «Начхать мне на деву Марию!» (Собственно говоря, он кричит не «начхать», но точный перевод его изречения неудобен для печати.) Он не очень-то верит в воскресение мертвых. Зато он твердо верит, что, если хорошенько обругать деву Марию, осел пойдет дальше. В Севилье во время крестного хода набожные прихожане ссорятся ? чья богоматерь лучше? Один кричит другому: «Моя богоматерь действительно богоматерь, а твоя попросту шлюха!..» В мае этого года испанцы, несколько развеселившись, сожгли сотню церквей. Остались десятки тысяч несожженных. Педро Гонсалес в пятницу был с теми, что подожгли церковь святого Доминика, в воскресенье по привычке, а может быть, и со скуки он побрел в уцелевшую церковь святого Бенедикта.

Я знаю одного художника испанца; в своем ремесле он произвел доподлинную революцию. Его имя с равным трепетом повторяли и московские футуристы, и коллекционеры Филадельфии. Это человек не только высокоодаренный, но и смелый. Однако стоит произнести при нем слово «змея», как тотчас же, стыдясь собеседника, тихонько под столом он начинает водить двумя пальцами. [13] Профессор психологии, который ездил в советскую Москву, смертельно боится кривых старух: «Они приносят несчастье!»

В Испании сколько угодно передовых умов. Они знают все: и программу Харьковского конгресса{5}, и парижских «популистов», и последнюю картину Эйзенштейна. Они не знают одного: своей страны. Они не знают, что у них под боком не сюрреализм, не пролетарская литература, не парижские моды, но дикая и темная пустыня, деревни, где крестьяне с голодухи воруют желуди, целые уезды, заселенные дегенератами, тиф, малярия, черные ночи, расстрелы, тюрьмы, похожие на древние застенки, вся легендарная трагедия терпеливого и вдвойне грозного в своем терпении народа...

Все это можно воспринимать по-разному ? и ослиную элегантность, и небоскреб, и замок дона Хасинто, и красноречие кортесов. Можно издеваться, можно и расчувствоваться. Когда-то я видал в Москве балет «Дон Кихот». Бедный рыцарь был попросту смешон среди классических пуантов и пируэтов. Дон Кихота били, и публика, по большей части гимназисты и гимназистки, весело смеялись: дети любят логику, и они не сентиментальны. Лет двадцать пять спустя я увидел «Ревизора» в постановке Мейерхольда. Хлестаков врал, но никто не смеялся, зрители пугливо ежились. Очевидно, можно сделать трагедию даже из «лабардана». Надо ли говорить о том, что дон Хасинто отнюдь не смешон, что он, скорее, страшен, что миллион донов Хасинто ? это безумие, что «суд над доном Альфонсом» не только водевиль, но и жестокая гримаса, на которые столь щедра история этого великолепного и несчастного народа?..

декабрь 1931

ПЕРЕИМЕНОВЫВАЮТ

На фасадах дворцов тряпье, под тряпьем корона. На почтовых марках портрет короля снабжен штемпелем «республика». Вывеска «Отель королевы Виктории» ? [14] слово «королева» замазано, Виктория стала героиней Гамсуна или орхидеей. Другой отель «Альфонс XII», выломали цифру ? Альфонс как таковой.

У себя дома республиканцы куда терпимей. Херес. Виноторговля «Гонсалес и Биас». Портреты короля. Королевские автографы. Королевская признательность. Королевская улыбка. Конечно, для виноторговца легко найти оправдание: десертное вино и дегенеративная монархия прекрасно уживались друг с другом. Труднее понять красу Барселоны сеньора Пландьюры. Экспорт-импорт, кофе, тонны, валюта, «Отель Колумб», каталонский патриотизм, наконец, особняк, а в особняке редкостная коллекция: романская скульптура и живопись. Сеньор Пландьюра человек со вкусом, его особняк куда любопытней городского музея, он не боится и новшеств: рядом со статуей XII века ? картины Пикассо. Однако кто знает, чем больше гордится этот эстет ? своей коллекцией или королевским кивком? При входе дощечка: посетил Альфонс{6}. Среди картин письмецо в раме: Альфонс благодарит. Возле Пикассо огромная фотография: все тот же Альфонс, на этот раз он жмет руку сеньора Пландьюры.

Испанский Кобленц обосновался в Биаррице. Если он ведет себя тише Кобленца российского, то это следует объяснить не скромностью роялистов, а, скорее, известным своеобразием Испанской республики. Она столь мила, столь воспитанна, что, право же, трудно с ней рассориться. При благосклонном попустительстве республиканских властей роялисты вывезли за границу все свое добро. Они устраивают «чудеса» для суеверных крестьян Наварры. Они торгуются с отнюдь не суеверными капиталистами Бильбао. Те, что помоложе и поглупей, еще толкуют о заговорах, те, что поопытней, предпочитают любовные свидания с «умеренными республиканцами».

Старая испанская песня рассказывает о грустном конце короля Родриго: когда дон Родриго потерял Испанию, он побрел в горы. Он съел ломоть хлеба, посолив его своими слезами. Потом он лег в могилу и положил себе на грудь змею. Трое суток ждал он, наконец змея сжалилась: она ужалила короля. Так умер дон Родриго. Это был жалкий отсталый король. Он жил в VIII веке, и он не знал всех преимуществ эмиграции. Дон Альфонс ? [15] человек XX века. Он не солит хлеба своими слезами и не ждет, пока змея его укусит. Он живет в Фонтенбло, окруженный почетом республиканской Франции... Представители «хаимистов»{7} беседуют с «легитимистами». Республиканцы не брезгуют монархистами. Англичане ничего не имеют против сеньора Камбо{8}, сеньор Камбо ничего не имеет против сеньора Лерруса{9}... Это очень длинная песня. Если змея ужалит кого-нибудь, то уж никак не дона Альфонса.

Республика закрыла короны тряпьем, она переименовала улицы, она переменила бутафорию. Актеры те же. Им даже незачем разучивать новые роли. Правда, ввиду экономии некоторым офицерам пришлось выйти в отставку, но отнюдь не монархистам, ? нет, чересчур беспокойным «мечтателям». Старые королевские полицейские охраняют республиканский порядок. Что ни день, они арестовывают рабочих. Как встарь, они убивают «смутьянов».

Несколько лет тому назад в Барселоне полицейский по имени Падилья явился к председателю синдиката булочников. Он пришел переодетый, якобы от имени одного товарища. Он уговорил рабочего выйти на улицу. Там он его убил. Обыскав убитого, он нашел на нем адрес другого «смутьяна». Рьяный сеньор Падилья тотчас же пошел по найденному адресу. Он застрелил и второго преступника. О подвигах Падильи знала вся Барселона. Полковник Масиа{10} ? тогда революционер и изгнанник ? говорил: «Падилью следует застрелить!» Теперь полковник Масиа сидит во дворце, он глава местного правительства. Что касается сеньора Падильи, то его не убили, не арестовали, даже не сместили, он занимает видный пост в барселонской полиции...

В Валенсии в декабре прошлого года один из полицейских убил на улице вождя синдикалистов. В госпитале он показал вместо удостоверения револьвер. Никаких протоколов! Возмущение в городе было столь велико, что [16] храброго полицейского убрали. Ему выдали наградные, и он исчез. Сейчас он опора полиции в городе Куэнка. Один наивный журналист, увидав его, возмутился. Он написал об этом главе всей республиканской полиции. Глава прочел. Полицейский продолжает служить республике. Если журналист начнет скандалить, полицейского переведут, конечно, с повышением в Касерес или в Хихон.

Я дожидался испанской визы четыре месяца. Наконец министерство иностранных дел прислало согласие. Посольство в Париже объявило: пойдите в консульство, там вам положат визу. Но консул не мальчик, он служил королю, у него свои вкусы. Иногда он никак не может согласиться с министром иностранных дел. Увидав советский паспорт, он начал кричать: это для меня не паспорт! Это бумажка!.. Вы не получите визы!.. Несколько дней прошло прежде, нежели был улажен конфликт между монархическим консулом и так называемой республикой.

Мадрид. Кафе «Закуска». Слово для испанцев непонятное, но завлекательное. У входа швейцар, он одет под казака. Лакеи в шелковых рубашках с двуглавыми орлами. Это не сиятельные князья в изгнании, но обыкновенные испанские камереро. Подавая пирожные, они наивно приговаривают: «не угодно ли закуску?» Велико бы было разочарование публики, если бы она узнала, что закуска ? это, скорее, селедка, нежели вафли. Стиль соблюден: орлы радуют глаз, бравый казак из Арагона кажется верной опорой, мадридская аристократия наслаждается экзотикой. «Закуска» была излюбленным местом придворной челяди. Даже королева любила откушать «закуску» с заварным кремом. Публика после апреля почти не переменилась. Вот этот франтоватый кабальеро ? душа газеты «ABC». В свое время он написал восторженный труд о Примо де Ривере{11}. Может быть, вскоре ему придется снова приступить к лирической монографии ? кто лучше его сможет расхвалить мужество Мауры{12} или ум Лерруса?.. Пока что он не сидит без работы. Он толкует события. Он пишет статьи. Он составляет корреспонденции. Он ест «закуску». Без [17] таких республиканцев туго пришлось бы новорожденной республике.

Газета монархистов называется «ABC»: ее идеи выдаются за азбучные. В Севилье имеется своя «ABC», причем ее редактор состоит председателем «союза журналистов». В Мадриде еще приходится думать о приличии, в Мадриде почти все газеты зовут себя «республиканскими». Другое дело в провинции. В Касересе социалистический муниципалитет, в Касересе три газеты, все три правые. В провинции газеты делятся примерно так: явно монархические, тайно монархические, католические иезуитов и католические просто, последние ? это крайне левое крыло.

Во всем, что касается кличек, революция торжествует. Переименовать улицы куда приятней, нежели отдать барскую землю батракам...

Так переименованы тысячи улиц. Так переименовано и государство. Феодально-буржуазная монархия, вотчина бездарных бюрократов и роскошных помещиков, люков и грандов, взяточников и вешателей, английских наемников и либеральных говорунов, торжественно переименована в «республику трудящихся». Стоит ли спорить об имени?..

Словом «республика» трудно теперь кого-либо напугать. Достоевский писал о Франции Мак-Магона: «республика без республиканцев». С тех пор многое переменилось. Республика доказала, что она не шальная девка, но дама из приличного общества. Русская поговорка гласит: «Было бы болото, черти найдутся». Я не знаю, сколько было в Испании республиканцев до 14 апреля. Теперь в них нет недостатка: республика налицо, следовательно, найдутся и республиканцы.

декабрь 1931

«РЕСПУБЛИКА ТРУДЯЩИХСЯ»

Смесь розового с серым нас всегда волнует. Может быть, это просто прихоть глаза, может быть, это подсознательное толкование так называемой «жизни». Озеро сейчас светло-серое, горы розовые. Этот край кажется созданным для лирики. Испанский язык, мужественный и жесткий, здесь явно мягчает. Здесь уже можно говорить о [18] любви, не пугая твердыми согласными птиц и тишину. Здесь девушки поют грустные и нежные рондас. Вот за теми горами ? Галисия, с ее зеленью, омытой дождями, и с ее пастухами, склонными к поэзии. Берега озера тихи и безлюдны. С трудом глаз различает на склонах застенчивые хижины. В озере снуют рыбы, над озером кружат птицы. Так художники раннего Возрождения обычно представляли рай ? не хватает только кудрявых овец и праведников. Всем ясно, что здесь люди блаженствуют. Здесь побывал Унамуно{13}. Он написал несколько строчек, полных поэтического волнения. Дорога доходит до озера: домик, яичница и форель из озера, книга для посетителей ? нечто среднее между курортом и эдемом.

Дальше нет проезжей дороги. Тропинка, осел. Две деревни: Сан-Мартин-де-Кастаньеда и Риваделаго. Туда никто не ездит, туда незачем ездить ? там нечего покупать и некому продавать. Там только живописное расположение и проклятая нищета, но и то и другое в Испании не редкость.

Впрочем, деревня Сан-Мартин-де-Кастаньеда может похвастаться даже художественными богатствами: среди жалких хижин стоят развалины монастыря. Вот романские колонны... Вот ниша... Вот оконце... Сто лет тому назад мудрые монахи оставили монастырь, они поняли, что человеку трудно прожить одной красотой, и они перекочевали в места менее поэтичные, но более доходные.

Крестьянам некуда было уйти, крестьяне остались вместе с романскими развалинами. От монастыря сохранились не только безобидные камни, от монастыря сохранилось проклятие ? «форо». В былые времена крестьяне платили ежегодно дань монастырю. Когда монахи решили переселиться, они перепродали право на дань какому-то вполне светскому кабальеро. Так, переезжая, продают мебель. Они продали «форо», то есть право ежегодно грабить крестьян. Это было в 1845 году. Прошло почти сто лет. Где-то далеко отсюда, в Мадриде, менялись власти и флаги. Была первая республика. Были либералы и консерваторы. На выборах торжествовали различные партии. Смельчаки кидали бомбы. Смельчаков [19] подвергали «казни через удавление». Король давал концессии американцам. Король ездил в Сан-Себастьян. Король развлекался. Потом короля свергли. Сеньор Алкала Самора{14} сидел в тюрьме. Сеньор Алкала Самора стал главой правительства. Все это было далеко отсюда ? в Мадриде. Из Мадрида нужно сначала ехать на скором поезде до Медины-дель-Кампо. Потом почтовым до Саморы. Потом в автобусе до Пуэбло-де-Санабрии. Потом лошадьми до озера. Потом на осле, если таковой имеется. Далеко от Мадрида до этакой деревушки! Здесь ничего не переменилось. Так же серела, что ни день, вода озера и к вечеру розовели горы. Так же пели девушки грустные песни. Так же каждый год посылали крестьяне неведомому кудеснику «форо», или, говоря проще, 2500 песет.

У крестьян мало земли, да и та не земля, но землица: чего от нее дождешься? В деревне триста тридцать жителей. Как во всякой испанской деревне, тьма-тьмущая детей: беднота здесь рожает детей с упорством завзятых фаталистов. Голодные дети. Вместо изб ? черные дымные хлева. Не верится, что люди могут так жить постоянно ? беженцы? погорельцы?.. Нет, просто податные души. Им никто не приходит на помощь, но ежегодно они посылают все, что им удается отвоевать у скаредной земли ? две тысячи пятьсот песет, пятьсот сказочных дуро, ? могущественному кабальеро, который получил от папаши, помимо прочего наследства, право на древнее «форо». Очередного кабальеро зовут Хосе Сан Рамон де Бобилья. Это адвокат. У него прекрасный дом в Пуэбло-де-Санабрии рядом с замком. У него много клиентов. Человек не нуждается, но как адвокат он хорошо знает законы ? крестьяне деревни Сан-Мартин-де-Кастаньеда должны ему платить пятьсот дуро ежегодно. Богатые люди от денег не отказываются, и крестьяне получают ежегодно повестку. Они шлют деньги. Сеньор Хосе Сан Рамон де Бобилья расписывается.

В апреле 1931 года свободолюбцы провозгласили в Мадриде республику. Они пошли дальше ? объявили в конституции, что «Испания ? республика трудящихся». Во избежание кривотолков они пояснили: «республика [20] трудящихся всех классов». В 1931 году, как и в прежние годы, нищие крестьяне деревни Сан-Мартин заплатили дону Хосе две тысячи пятьсот песет. Они трудились круглый год, ковыряя бесплодную землю. Дон Хосе тоже трудился: он послал повестку и расписался на квитанции.

На другом конце озера находится вторая деревня: Риваделаго. Крестьяне Риваделаги не платят «форо», но голодают они с тем же рвением. Еще меньше земли. Крохотные поля картошки, похожие на кукольные огороды. Едят картошку и горох, едят осторожно, чтобы не зарваться. Курные избы ? темные бараки без окон. Светильники, зажигают их редко ? масло не по карману. В такой норе шесть, восемь, десять человек, больные, старики, дети, все вперемешку. Была школа, потом учителя перевели, нового не прислали. Да и какая же учеба натощак?..

Во всей деревне один только хороший дом с трубой, с окнами, даже с занавесками на окнах. В нем живет уполномоченный сеньоры Викторианы Вильячики. Об этой сеньоре можно сложить эпические песни. В старину поэт сказал бы: «прекрасна она, сильна и богата». Я не знаю, прекрасна ли сеньора Викториана Вильячика, но, слов нет, она и богата, и сильна. Ей принадлежат несколько домов на мадридской Гран Виа. Ей принадлежит также вода озера Сан-Мартин, вода нежно-серого тона, дарящая лирические чувства и к тому же изобилующая рыбой. Земля не принадлежит сеньоре Вильячике, ей принадлежит только вода. Когда вода подымается, ее владения растут. Это юридическая головоломка, но, наверное, адвокат Сан Рамон, тот, которому соседние крестьяне платят дань, легко разберется и не в таких тонкостях. Сеньоре Вильячике принадлежит вода со всей рыбой. Рыба в озере хорошая ? форели. Но ничего с этой рыбой сеньора Вильячика сделать не может ? слишком сложна и длинна дорога отсюда в Мадрид. Впрочем, сеньора Вильячика проживет и без рыбы ? один этаж одного из ее мадридских небоскребов приносит ей куда больше, нежели все поэтическое озеро.

Уполномоченный диковинной сеньоры ловит форелей. Иногда он продает толику в Самору или в Пуэбло-де-Санабрию. Он продает форелей адвокату. Он и сам ест форелей. Но рыбы в озере много, и рыба плавает, ничего не страшась. Уполномоченный отстроил себе хорошенький дом. Он стал владыкой деревни. Он был даже ее [21] алькальдом{15}. Он живет припеваючи. Его права охраняются стражниками. У стражников винтовки. Если изголодавшийся крестьянин ночью попытается словить рыбку, ему грозит штраф или тюрьма: в Испании иногда умеют соблюдать законы. Голодные люди должны глядеть на прекрасное озеро, на голубых и розоватых форелей, глядеть и умиляться. Так художники раннего Возрождения изображали ад; здесь уж ничего не пропущено: грешники корчатся, а черт сидит в домике за занавесками.

Сегодня в деревню Риваделаго приехал доктор из Саморы. Это человек добрый и наивный. Он лечит бесплатно крестьян; как может, он им помогает. Прежде он здесь агитировал за республику: он верил, что республика не только переселит сеньора Алкала Самору из тюрьмы в королевский дворец, но что она также накормит крестьян Риваделаги. Его останавливает высокая женщина, окруженная роем ребят. Ее лицо заострено голодом и горем. Она спрашивает доктора:

? Что же, дон Франсиско, республика еще сюда не доехала?..

Испанская ирония всегда серьезна: это ирония письменности, от протоиерея из Ита до Сервантеса, это ирония любой крестьянки.

Доктор молчит. Что ему ответить? Сказать, что республика ? домоседка, что ее пугает путь верхом на осле? Или признаться, что республика давно доехала до этих мест, что она остановилась в домике уполномоченного сеньоры Вильячики, что она на «ты» с адвокатом из Пуэбло-де-Санабрии, что она знает толк и в «форо» и в форелях, что это не просто республика, но «республика трудящихся всех классов».

декабрь 1931

ЛАС-УРДЕС

Саламанка ? город пышный и шумный. На главной площади под аркадами с утра до ночи прогуливаются студенты, солдаты и барышни. Они пьют вермут, закусывая [22] его маслинами, обсуждают министерские декларации, влюбляются, томно млеют, пока чистильщики бархатом натирают их невыносимо блистательные ботинки, они строят глазки, ходят взад и вперед, живут на площади и на ней же старятся. Вечером вспыхивают старинные фонари, аркады становятся таинственными, как альковы, прекрасная площадь забивает всех местных красоток, и в нее, не в ту или иную сеньориту, но именно в площадь, в аркады, в фонари, в старые дома, в длинную, как жизнь, прогулку влюблены все жители Саламанки. Шумен и пышен город. Кастильские «ххх», «ррр», «ссс» звучат как ратные крики. Гудят автомобили, а им отвечают неизбежные старожилы испанских городов ? многострадальные ослы. Из кафе доносится гуд громкоговорителя: не то севильское фламенко, не то речь сеньора Прието{16}. Шумен город и пышен. Дворцы Возрождения на каждом шагу, как мелочные лавки, они сходят за простые дома, о них забывает даже «бюро для туристов», в них живут обыкновенные люди, в дворцах с колоннами, в дворцах, облепленных мраморными раковинами, в дворцах с нимфами и с фонтанами, живут просто, когда нужно ? глотают касторку, когда нужно ? кричат на прислугу: «Почем сегодня телятина?» Университет Саламанки столь великолепен, что трудно понять: как же в нем люди изучают патологию или гражданское право? Он создан для любования. Да, Саламанка ? город поэтов!..

В «Гранд-отеле» выставка старинных безделушек, обед из десяти блюд, изысканные лакеи и чарльстон. Кто после этого скажет, что Испания отсталая страна? Это край довольства и неги. Большая площадь все шумит, кружится, поет...

Любители гор могут поехать в Пенья-де-Франсию ? это под боком. Прекрасное шоссе. Сто километров. Вот и перевал!.. Перед глазами ад, попытка природы передать все то жестокое и злое, что мучит иногда человека в бессонницу. Крутой спуск в голое, пустое ущелье. Кругом горы ? ни деревьев, ни травы. Человека здесь никто не услышит. Куда же идет эта широкая дорога?.. Может быть, в «убежище» для снобических туристов, которые [23] ищут уединения?.. Может быть, попросту в преисподнюю? .. Еще несколько километров. Лачуги. Здесь кто-то живет...

Дорога идет в край, именуемый Лас-Урдесом. Испанцы нехотя, с явным замешательством произносят это имя. Очевидно, Лас-Урдес никак не вяжется ни с небоскребами на Гран Виа, ни с тирадами кортесов. Но из песни слова не выкинешь: Лас-Урдес ? Испания. Это восемнадцать деревень провинции Касерес, на границе с провинцией Саламанка. Еще несколько лет тому назад мало кто знал о существовании Лас-Урдеса ? не было ни одной проезжей дороги, которая соединяла бы этот край с Испанией. Исследователи отправлялись туда, как в Центральную Африку. Люди в Лас-Урдесе тихо умирали от голода и болезней. Их стоны не доходили до соседней Саламанки. Это хилые и нищие люди, следовательно, ими не интересовались ни сборщики податей, ни воинские начальники. На беду, король в поисках «народной любви» решил посетить Лас-Урдес: так подают копейку калеке. Лошадь короля, перевалив горы, печально заржала. Когда король увидал неведомых верноподданных, он тоже печально вздохнул: предстояла ночь в аду. Королю негде было переночевать, как бездомному бродяге. Он не решился зайти в вонючие темные норы. Для него разбили палатку на кладбище ? кладбище показалось королю самым жилым местом в Лас-Урдесе. Вероятно, он был прав.

После королевского визита в Мадриде заговорили о Лас-Урдесе. Образовалось «Общество покровительства Лас-Урдеса», со статутом столь же благородным, как и «Общество покровительства животным». Провели дорогу. Над деревнями, немного в стороне от них, предпочтительно на вышке, чтобы избежать чересчур зловещего соседства, построили красивые белые домики: для учителя, для священника, для доктора. Крестьяне ютятся по-прежнему в темных землянках, спят вповалку, один согревая другого, без тепла, без воздуха, без света. Но над ними ? несколько вполне европейских домов и вывеска «Общество покровительства Лас-Урдеса». Так, наверное, ведут себя белые в захолустьях Африки.

Две трети населения Лас-Урдеса отмечены признаками дегенерации. Среди них много зобастых. Они отличаются малым ростом и слабостью. Дети развиваются медленно: десятилетним никак нельзя дать больше [24] четырех-пяти лет. Половая зрелость у женщин наступает часто лишь в двадцать лет. Потом они сразу старятся. Здесь нет ни юношей, ни людей среднего возраста ? дети и старики. Детей очень много, босые, полураздетые на холоде. Вот девочка тащит новорожденного со скрюченными полиловевшими ногами. Умрет?.. Через год будет новый...

Наверху в белом домике доктор. Он может изучать здесь все виды дегенерации. Помочь он не может: как лечить голодных?.. Тайна Лас-Урдеса весьма проста: люди здесь голодают из поколения в поколение. Земля лишена извести. Удобрения нет. Редкие деревья, оливы и каштаны принадлежат кулакам из села по ту сторону гор, из Ла-Альберки. Крестьяне Лас-Урдеса едят горсть бобов, иногда ломоть хлеба, иногда желуди. Так как лекарство от голода еще не придумано, доктор ведет статистику и наблюдает.

Столь же трудна работа учителя. Дети любят школу: в школе светло и тепло. Они приходят босиком из соседних деревушек: 5?8 километров. Учитель проверяет умственное развитие детей, у него таблицы, диаграммы, цифры. «Расскажи, что изображено на этой картинке?..» Учитель ставит цифры, выводит среднюю, разводит руками: двенадцатилетний по цифрам соответствует трехлетнему. Дети стараются прилежно учиться, среди них много способных. Но в дело вмешивается желудочная резь, пот, озноб, спазмы, все признаки вульгарного голода. Незачем звать доктора: болезнь ясна.

? Среди моих учеников вряд ли найдется один, который хотя бы раз в жизни поел досыта...

Тетрадки, обыкновенные тетрадки, как во всех школах мира. В тетрадках сначала: «Его величество король, наш благодетель...» Потом несколько страниц спустя: «Наша благодетельница, Испанская республика». Тетрадки те же. В Мадриде произошла революция. Исполнительный учитель переменил тексты для чистописания. Боль
Читать дальше →

Литовцы отравились техническим спиртом

Диаспора
Двое граждан Литвы, проживавшие в городе Каркайшент около Валенсии, умерли в результате отравления смесью ликера и технического спирта. Как сообщает агентство Сервимедия, местная полиция обнаружила сначала одного литовца в возрасте около 40 лет, который был совершенно пьян. Его отвезли в состоянии комы в больницу, где он умер. Перед смертью он что-то бессвязно говорил про бутылку, друга и смерть. На основании этих слов полицейские стали искать второго гражданина Литвы, с которым он вместе жил в заброшенном доме на окраине.
Читать дальше →

Русская православная церковь наградила орденом великую княгиню Леониду Романову

Диаспора
Архиепископ Корсунский Иннокентий в воскресенье в испанской столице вручил орден Святой равноапостольной княгини Ольги второй степени великой княгине Леониде Георгиевне Романовой. Как отмечается в указе Патриарха Московского и Всея Руси Алексия второго, "ее императорское высочество великая княгиня Леонида Георгиевна награждается орденом Русской православной церкви в связи с днем рождения". 23 сентября 2004 года вдове великого князя Владимира, сына последнего царского кузина, исполнилось 90 лет.
Читать дальше →