Рейтинг
0.00

Культура

4 читателя, 789 топиков

ДЕТСКОЕ СЧАСТЬЕ НА ИСПАНСКИЙ ЛАД

Культура
10 способов развлечь ребенка в Рождество
Во всем мире зимние праздники традиционно проходят под знаком детских ожиданий. Это и подарки, и развлечения, и загаданные желания. Что нужно сделать для того, чтобы малыши почувствовали себя счастливыми в эти дни? Издание The Lokal предложило несколько обязательных способов порадовать свое чадо во время рождественских и новогодних торжеств, проходящих в Испании.
Визит на рождественскую ярмарку
Самый простой (но и самый главный) способ приобщить ребенка к празднику – посетить вместе с ним рождественскую ярмарку, которая разворачивается почти в каждом городе в канун Рождества. Пусть ваше дитя почувствует волнующую и радостную атмосферу торжества и, конечно, получит какой-либо подарок. Как правило, среди ярмарочного разнообразия в ходу елочные игрушки, украшения, цветы ручной работы, сладости.
Читать дальше →

СКАЗОЧНОЕ РОЖДЕСТВО

Культура
10 декабря в Teatro Auditorio Felipe VI (Эстепона, Малага) при полном аншлаге прошел второй ежегодный спектакль Школы русского балета (Марбелья) под руководством Регины Зархиной «Щелкунчик. Дивертисмент».
С первых тактов музыки, с первых снежинок, летящих над сценой, на зал опустилось предвкушение настоящего праздника. Бравые солдатики в парадных мундирах, чудесные игрушки Дроссельмейера, цветы, кружащиеся в вальсе, неизменно превращают даже самых взрослых и серьезных зрителей в ожидающих чуда детей. И чудо неизменно происходит! Самый красочный, самый рождественский, самый новогодний балет в исполнении юных воспитанниц школы не оставил никого равнодушным. А после спектакля в холле театра всех ждала, сверкая и переливаясь огнями, рождественская елка. И шампанское, и невероятное по своей щедрости угощение, и, конечно же, Дед Мороз с подарками.
Читать дальше →

В МОСКОВСКОМ МУЗЕЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В 2017 ГОДУ ПОКАЖУТ РАБОТЫ ГАУДИ

Культура
Как сообщают РИА-Новости, выставка знаменитого каталонского архитектора Антонио Гауди, на которой будет представлено около 150 его работ, в том числе чертежи и планы строительства, откроется в Московском музее современного искусства в мае 2017 года. Событие анонсировал на прошлой неделе исполнительный директор музея Василий Церетели. «Выставка откроется 23 мая и займет весь этаж музея. Это большая интернациональная выставка, сделанная совместно с посольством Испании, она станет новым поворотным взглядом на его творчество, то есть там будут представлены не только здания и макеты, но и предметы мебели. Это будет полноценное творчество Гауди», – заявил Церетели. Как подчеркнул руководитель выставочного проекта Алексей Новоселов, музею было важно показать Гауди не только как архитектора, но и как художника, который очень сильно повлиял на все искусство ХХ века. «Мы также включим в экспозицию работы одного ведущего испанского художника, который активно работает в Испании. Его работы еще ни разу не были представлены», – уточнил Новоселов.

ПРАЗДНИК К НАМ ПРИХОДИТ

Культура
Самые необычные традиции рождественской Испании
Близится Рождество — один из главных праздников католической Испании, да и всей Европы. На Пиренеях празднования проходят весьма разнообразно, но есть традиции, которые несведущим зрителям и туристам могут показаться необычными и даже странными. Наверное, стоит о них рассказать.
Белен (или Вертеп)
Самым популярным и важным традиционным символом является, конечно же, белен. Он имеет форму макета, который демонстрирует рождение Христа. Все магазины, офисы, рестораны выставляют на всеобщее обозрение собственный белен. А самые красивые рождественские композиции располагаются на главной площади каждого города. Сейчас любой магазин в Испании торгует предметами для сооружения белена, причем материал самый разнообразный. Почти каждая семья имеет свою композицию. Причем, со временем, типично христианские сюжеты трансформировались в этнические, пасторальные. Сейчас популярны т.н. «живые» белены с натуральными декорациями, актерами, животными.
Читать дальше →

НОРМАН ФОСТЕР ОБНОВИТ ПРАДО

Культура
Преобразится Зал Королевств – одно из старейших помещений музея
Звездный архитектор Норман Фостер и его испанский коллега Карлос Рубио выиграли тендер на реновацию визитной карточки Мадрида — знаменитого музея Прадо. Как планируется, проект будет завершен к 2019 году, когда состоится 200-летний юбилей сокровищницы мировой культуры.
Международный конкурс на проект реконструкции Зала Королевств в бывшем дворце Буэн-Ретиро был объявлен в марте этого года. Тогда сообщалось, что в зале в будущем должна разместиться экспозиция, посвященная истории Испании. В конкурсе приняли участие 47 команд. Среди конкурентов Фостера были такие известные персоны, как Рем Коолхас, Дэвид Чипперфилд, Ричард Глюкман. Первый этап завершился в июне, когда было выбрано восемь претендентов. Уже на финальной стадии стало понятно, что с возможностями и авторитетом Фостера трудно будет тягаться. Помогать ему будет Карлос Рубио. Кто уступил тандему в финальной стадии, осталось неизвестным.
Читать дальше →

ПЕНЕЛОПА КРУЗ: «НЕ ПОМНЮ, ГДЕ ХРАНЮ СВОЙ ОСКАР»

Культура
Пенелопа Круз — один из ярчайших персонажей испанского шоу-бизнеса, но в светских хрониках актриса мелькает нечасто. Более того, в редких интервью она всячески пытается обойти стороной темы личного характера и политику. Столь жесткие правила нередко отпугивают журналистов. Тем не менее, такой прекрасный повод, как премьера «Королевы Испании», нового фильма Фернандо Труэбы, где Круз исполнила главную роль, стал возможностью пообщаться с кумиром миллионов зрителей. Журналисты издания El Mundo встретились с Пенелопой в Мадриде и постарались поговорить с ней начистоту.
— Пенелопа, Вы такая яркая, жизнерадостная, общительная в жизни, но прессу не особо жалуете. Вас ранит критика?
— О, ну нет, что Вы, это предубеждение… Если бы я рыдала после каждого критического слова в свой адрес, вряд ли я чего-то добилась бы в этой жизни. Это, кстати, касается и похвалы, которая вносит расслабленность в собственную самооценку. Надо уметь быть толстокожим и не поддаваться на эмоциональные импульсы.
— То есть, Вы никогда не чувствовали необходимости защищать себя?
— А я должна себя защищать?
— Имеется в виду внимание прессы...
Читать дальше →

Испания на «Евровидении»

Культура

До очередного международного песенного конкурса «Евровидение» осталось совсем немного. Самое время заняться предсказыванием победителя.

Сейчас первое место букмекеры уверенно отдают шведской певице Лорин, которая представит песню «Euphoria». Второе место скорее всего займет участница из Италии Нина Дзилли с песней «L'Amore Е Femmina». Колоритные российские «Бурановские бабушки» из Удмуртии с песней «Party for everybody» претендуют на третье место.

В 57-м конкурсе «Евровидение», который состоится с 22 по 26 мая в Баку, участвуют 42 страны. Страны «Большой пятерки», в которую входят учредители конкурса - Франция, Германия, Италия, Испания и Великобритания, а также Азербайджан (принимающая страна), автоматически попадают в финал без отбора. Остальным участникам предстоит добиться этого права в полуфиналах.

Из истории конкурса

Фестивали «Евровидения» зародились в середине 1950-х годов, когда члены Европейского Вещательного Союза учредили специальный комитет, перед которым была поставлена задача наметить пути сплочения стран Европы вокруг программы легких развлечений. В Монако в конце января 1955 года этот комитет, под председательством гендиректора Швейцарского телевидения Марселя Безенона, выступил с идеей создания песенного конкурса, аналогичного самому популярному на тот момент фестивалю в Сан-Ремо, но транслируемого на всю Европу. Идея была одобрена и было решено, что первый «Гран-при Евровидения» пройдет весной 1956 года в швейцарском Лугано.

В первом конкурсе участвовали всего семь стран: Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Швейцария и ФРГ. Правила разрешали каждому участнику спеть по две песни. При этом рекомендовалось, чтобы песни были выбраны в национальном финале с участием публики, чтобы сделать соревнование максимально популярным. Каждый участник мог выбрать язык, на котором он желал выступать. Время выступления ограничивалось тремя с половиной минутами. Порядок выступления определялся жеребьевкой, но участники могли выбрать, которую из двух своих песен они хотели бы исполнить первой. Победительницей первого «Гран-при» стала представительница страны-организатора швейцарская певица Лус Ассия с песней «Рефрен».

За 50 с лишним лет, которые прошли с первого конкурса, правила соревнования претерпели значительные изменения. После распада соцлагеря существенно расширился и состав участников. Увеличившееся количество стран заставило организаторов ввести принцип выбывания как в некоторых спортивных чемпионатах – участники, занимавшие в конкурсе последние места, в следующем году на конкурс не попадали. Затем этот порядок был изменен – на конкурс стали приезжать все желающие, но большинству из них необходимо преодолеть полуфинальный отбор.

Ежегодные европейские песенные фестивали открыли миру немало звезд. В разные годы в конкурсе заявили о себе шведский квартет ABBA, Селин Дион, Тото Котуньо, Аль Бано и Ромина Пауэр, Клифф Ричард, Рафаэль, Хулио Иглесиас. Помнит «Евровидение» и немало анекдотов. Так, в 1973 году самый коммерчески успешный проект прошлого века, квартет ABBA, занял на отборочных соревнованиях в Швеции лишь 5-е место с песней «Ring, Ring» и на конкурс не попал. Зато финал следующего года завершился убедительной победой участников ABBA, которые с песней-победительницей «Ватерлоо» начали свое триумфальное восхождение на вершины мировой славы.

Испанский дубль

Первая представительница Испании, Кончита Батиста, выступила в конкурсе 1961 года, состоявшемся в Каннах, с песней «Estando contigo». Выступление получилось скромным: набрав 8 очков, испанка заняла 9-е место среди 16 участников. Интересно, что Кончита не очень расстроилась и спустя 4 года, в 1965 году, вновь вышла на сцену конкурса. Песня «Que bueno, que bueno» в ее исполнении оставила европейскую публику абсолютно равнодушной – не набрав ни одного очка, Кончита заняла в итоге лишь 15 место.

Самый популярный испанский телесериал последних лет «Cuentame como paso» в первой же серии рассказал о том, как в Испании ждали победы на «Евровидении», что она значила для изолированной в те годы от остального мира страны, и как ликовали испанцы, когда на конкурсе 1968 года объявили победительницу - певицу Массиель, которая с незатейливой песенкой «Ла-ла-ла» стала первой среди 17 участников. Второе место, неожиданно для всей Европы, занял суперпопулярный в те годы англичанин Клифф Ричард.

Через год, в Мадриде, представительница Испании Саломэ с песней «Vivo cantando» стала победительницей... но не одна, а в компании с представителями Англии, Голландии и Франции.

После двух столь успешных финалов, Испания стала бить из крупного калибра. В 1970 году от страны выступил Хулио Иглесиас, который с песней «Gwendolyne» занял 4-е место. Через год Карина с песней «En un mundo nuevo» была второй. В 1971 году Хайме Морей занял лишь 10-е место, зато через год вокальный ансамбль Mocedades едва снова не выиграл Гран-при, заняв второе место с песней «Eres tu», которая в общеевропейском опросе была названа лучшей композицией, прозвучавшей на «Евровидении» в первые полвека существования конкурса.

Также второе место досталось в 1979 году Бетти Миссиего с песней «Su cancion», а в 1984-м группа Bravo с песней «Lady, Lady» была третьей. В 90-е годы достойно представили Испанию Azucar Moreno (5-е место в 1990 году с песней «Bandido»), Серхио Далма (4 место в 1991 с песней «Bailar pegados») и Анабель Конде (2-е место в 1995 году с песней «Vuelve conmigo»).

Испанцы на «Евровидении» отличились не только редкими успешными выступлениями и победами, но и многочисленными курьезами. Кроме Кончиты Батисты дважды, в 1966 и 1967 годах, пытался добиться победы Рафаэль, занявший соответственно 7 и 6 места. Испанские участники конкурсов «Евровидения» в 60-е и 70-е годы, занявшие высокие места, были обречены на успех в СССР. Государственная звукозаписывающая компания «Мелодия» откровенно замалчивала существование Beatles и Rolling Stones, но с удовольствием выпускала диски Кончиты Батисты, Рафаэля, Карины.

В середине 80-х Испания дважды попыталась «удивить» Европу. В 1983 году выступила Ремедиос Амайа, решившая познакомить континент с фламенко. Для пущей экзотики певица появилась на сцене босиком. Ухищрения не помогли: Европа не дала испанке ни одного голоса. Спустя два года Испания попыталась зайти с другого бока, отправив на конкурс Палому Сан Басилио – исполнительницу традиционных испанских песен, плохо вписывающихся в европейский диско-формат тех лет. И этот эксперимент с треском провалился, Палома была лишь 14-й. В последующие годы эксперименты были продолжены и представители Испании «успешно» занимали места во второй десятке.

К концу десятилетия было решено делать ставку не на экзотику, а на молодые подающие надежды дарования. В 1989 году Нина с песней «Nacida para amar» заняла 6-е место и, сама того не подозревая, открыла новейшую историю выступлений Испании на Евровидении. В течение 90-х годов испанцы то взлетали вверх, занимая места в первой пятерке, то стремительно срывались, занимая места в самом конце второго десятка.

В новом веке пришли новшества. Представлять Испанию на «Евровидении» было решено направлять не просто «подающих надежды», а доказавших это право на каком-либо отборочном конкурсе. В 2001 году страну представил Давид Сивера, один из лауреатов телеконкурса «Lluvia de las estrellas», и занял 6-е место с песней «Dile que la quiero». А еще через год был запущен проект «Operaciоn Triunfo», возглавила который Нина, стоявшая, как считается, у истоков возрождения испанской эстрадной песни в Европе. Роза в 2002 году и Бет в 2003 году хоть и заняли места ниже, чем когда-то сама Нина (7-е и 8-е соответственно), но возродили в стране былой энтузиазм и интерес к конкурсу, присущие 60-м и 70-м годам.

В дальнейшем представители Испании с каждым годом опускались все ниже и ниже, а в последние годы прочно обосновались в конце второго десятка. В этом году, в Баку, Испанию представит Пастора Солер, которая постарается нарушить эту неприятную тенденцию.

Подписи к фото:

 

На «Евровидении-1968» Массиель доказала, что в Испании умеют петь «Ла-ла-ла»

 

На «Евровидении -2012» Пастора Солер постарается вернуть Испанию на достойное место

Выставка. Барселона

Культура

Барселона. Прогулка через время.

Оцифрованная реальность, наложенная на черно-белое ретро прошлого. Оказывается, прокатиться на машине времени – реально. На прогулку по столице Каталонии прошлого и настоящего приглашает выставка «Перефотографировать Барселону», которая проходит в помещении муниципального фотографического архива города.

История этой необычной экспозиции тоже необычна. Автор идеи, американский фотограф Марк Кетт, так вдохновился красотой и историей Барселоны, что решил прогуляться по ее улицам с фотоаппаратом. Но не так, как это делают ежедневно сотни туристов, а предварительно изучив старые архивные фотографии. Марк давно интересуется влиянием времени на изображение, в частности, пейзажи, архитектуру, портреты людей. «Время – понятие относительное для каждого», - сказал он как-то в интервью.

Суть его любимой техники: вновь сфотографировать с того же ракурса какое-то снятое много лет назад место. В Барселоне, запечатленной тысячами фотографов разных времен, для этого имеется множество возможностей. Парк Сиюдаделла, городские кварталы, крепостная стена, окружавшая город... На архивных снимках конца позапрошлого века отдельные фрагменты этой стены еще «вписаны» в городской пейзаж, а сейчас их просто не существует. Вот развалины монастыря, на месте которых разбит сквер. А этот дом  недалеко от набережной хорошо сохранился, выглядит почти так же, как сто с лишним лет назад...

Казалось бы, все просто: найти старый снимок, встать на то место, где много лет назад стоял другой фотограф, и нажать кнопку. Но выставке предшествовала достаточно долгая архивная и организационная работа. Нужно было учитывать множество факторов, не только место, но и время суток, освещение. После «фотопрогулки» Марк Кетт несколько месяцев работал в лаборатории, соединяя воедино прошлое и настоящее Барселоны.

На выставке представлено около сотни снимков, запечатлевших жизнь в Барселоне в 1870 и  2010 годах. Главная работа - панорамный вид города, снятый фотографом с горы Монтжуик, на котором временно-пространственные изменения Барселоны особенно заметны.

Выставка продлится до 20 мая, вход бесплатный.

Афиша культурных событий Испании

Культура

МАДРИД

11 мая

Концерт Илоны Тимченко (фортепиано), посвященный празднованию Дня Победы

Илона Тимченко — концертирующая пианистка, лауреат различных международных конкурсов.

Надо отметить, что в афише Российского центра науки и культуры есть и другие мероприятия, посвященные очередной годовщине Победы. Это выставка фотографий, тематическая книжная выставка, кинопоказы (12 мая — “А зори здесь тихие”, 19 мая — “Горячий снег, начало в 10.30).

Начало концерта: 20.00.

Российский центр науки и культуры (Мадрид, C/Atocha, 34).

Стоимость билетов: 5 евро.

 

БАРСЕЛОНА

До 20 мая

“Делакруа. Ретроспектива”, выставка работ художника.

На экспозиции представлены 130 работ Эжена Делакруа (1798-1863), которого считают предводителем романтического направления в европейской живописи. Интересно, что другом детства Делакруа был Александр Дюма, который вспоминал, что “к трем годам Эжен уже вешался, горел, тонул и травился”. Действительно, будущий мэтр едва не “повесился”, нечаянно обмотав вокруг шеи мешок, из которого кормили лошадей овсом; “горел”, когда над его детской кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка; “тонул” во время купания в Бордо; “травился” наглотавшись краски-медянки... Экспозиция в Барселоне является самым крупным выставочным мероприятием, связанным с именем Делакруа, из проходивших когда-либо в Испании. В ее организации принимал участие французский Лувр.

Время работы: пн.-пт.: 10.00-20.00, сб., вс.: 10.00-21.00.

Выставочный зал CaixaForum (Барселона, Av Francesc Ferrer Guàrdia, 6).

Вход бесплатный.

 

ВАЛЕНСИЯ

XI Фестиваль короткометражных фильмов Radio City

Каждый четверг, пятницу и субботу в известном всем валенсийским интеллектуалам кафе Radio City демонстрируются ленты участников фестиваля. Большинство авторов являются любителями, но это только добавляет разнообразия в том, что касается сюжетов и стиля работ.

Начало показов: 20.00.

Radio City (Валенсия, Santa Teresa, 19)

 

САНТА-КРУС ДЕ ТЕНЕРИФЕ (Тенерифе)

9-13 мая

“Спящая красавица”, спектакль коллектива “Имперские звезды на льду”

Не успели отшуметь аплодисменты в Лас-Пальмас в адрес “Спящей красавицы на льду” в постановке олимпийского чемпиона по фигурному катанию Ильи Авербуха, как жителей города Санта-Крус-де-Тенерифе решили порадовать артисты уже другого “ледового” коллектива. “Имперские звезды” уже давно с успехом представляют свою версию балета Чайковского во многих странах мира. Все участники этого спектакля являются профессиональными спортсменами-фигуристами. “Спящая красавица” — это красивая сказка, чему немало способствуют впечатляющие декорации. Авторство костюмов принадлежит Натэлле Абдуллаевой, имя которой прекрасно известно в мире фигурного катания, ведь эта художник-дизайнер одевала и олимпийских чемпионов, и участников многих ледовых шоу.

Auditorio de Tenerife (Санта-Крус де Тенерифе, Avenida de la Constitución, 1)

Стоимость билетов: от 19 до 45 евро.

Расписание спектаклей на сайте: www.auditoriodetenerife.com

 

ВСЯ ИСПАНИЯ

До 23 мая.

“Видео-таланты. Искусство как повод”, конкурс для студентов.

“Выбери произведение искусства, которое тебя вдохновляет, и посвяти ему видеоролик. Не важен жанр, техника исполнения и бюджет. Премированы будут самые креативные работы”, — так говорится в условиях конкурса, организованного фондом “Банка Сантандер” и Openbanc. В конкурсе могут принять участие студенты университетов и специализированных учебных центров вне зависимости от гражданства. Участникам следует до 23 мая разместить ролик на Youtube, где открыт канал Videotalentos. Там же можно ознакомиться с подробностями условий конкурса. Предусмотрены две премии: зрительская (5 000 евро) и премия жюри (2 500 евро).

 

САРАГОСА

12 мая

Театральный фестиваль Надежд-2012 “Юмор на сцене”

Вот уже третью весну подряд Сарагоса собирает на своих площадках русскоязычные таланты со всей Испании. Если в прошлом году фестиваль был посвящен песне и танцу, то нынешний его выпуск делает ставку на разговорный жанр. Юморески, скетчи, забавные театральные сценки — все это представят артисты-любители, которые съедутся на фестиваль из 12 городов Испании. Все номера будут исполняться только на русском языке.

Начало фестиваля: 17.00.

Центр Estación del Norte (Сарагоса, C/Pedriquera, 7).

Вход бесплатный (до заполнения зала).

 

 

Delacroix-Eugene

В Барселоне проходит крупная выставка работ “мятежного романтика” Эжена Делакруа (на фото: “Девушка, сидящая на кладбище).

 

VIDEO

В конкурсе “видео-талантов” под силу участвовать всем, кто знает толк в креативе.

 

RISAS

Хотите посмеяться от души? Приезжайте в Сарагосу 12 мая!

Пенелопа двадцать лет спустя

Культура

Ровно два десятка лет назад на большом экране впервые громко заявила о себе Пенелопа Крус, затем ставшая лучшим европейским экспортом в голливудский кинематограф. А 20 апреля состоялась мировая премьера фильма «В Рим с любовью», в котором актриса сыграла главную роль.

Сегодня в ее послужном списке множество престижных наград, включая «Оскар», разнообразные роли - от монахинь до истеричек-алкоголичек, совместные работы с самыми знаменитыми режиссерами и кинозвездами первой величины.

Последняя роль актрисы вряд ли порадовала ее почитателей. Согласие на съемки в очередной мистической истории о пиратах Карибского моря было вызвано, скорее всего, желанием приобщиться к созданию этой культовой (в определенных кругах) приключенческой саги. Когда же съемки уже начались, выяснилось, что Пе, как называют актрису в Испании, «немножко» беременна и не сможет участвовать в многочисленных трюках, а ее уже заметно округлившийся животик будет откровенным нонсенсом для предводительницы отчаянных и беспощадных морских разбойников. На подмогу пришла Моника - младшая сестра Пе присутствовала в кадре во весь рост, демонстрируя положенную по сценарию великолепную фигуру, старшей же достались лишь крупные планы, диалоги и страстные поцелуи.

Подводя итоги успешной двадцатилетней карьеры Пе, давайте вспомним те ее роли, которые наиболее запомнились киноманам всех стран и народов.

«Хамон, хамон» (1992)

В этом фильме актриса предстала в роли Сильвии, дочери проститутки в сельской глубинке Испании. В свои 17 лет Пе без колебаний согласилась на съемки в нескольких весьма откровенных сценах, чем сразу же привлекла к себе всеобщее внимание. Спустя 8 лет рецептом «с места в карьер» попыталась воспользоваться другая молодая испанская актриса Пас Вега, снявшаяся в картине с недвусмысленным названием «Лусия и секс». Формула успеха сработала лишь частично – Голливуд адекватно отреагировал на «новую Пе», но дальше приглашения Пас на роли в фильмах с небольшим бюджетом дело не пошло.

В картине испанского режиссера Бигаса Луны исследуются темы любви, похоти, насилия и… хамона, без которого Испания себя не мыслит. Кстати, в Россию эта картина попала под названием «Ветчина, ветчина». Несколько позже россияне, пристрастившись к туризму в другие страны, выяснили, что хамон и ветчина – две большие разницы.

Роль Люсии принесла Пе первую в ее карьере номинацию на национальную кинематографическую премию «Гойя», а также знакомство на съемочной площадке со своим будущим мужем Хавьером Бардемом.

«Открой глаза» (1997)

В фильме Алехандро Аменабара, который спустя несколько лет получил «Оскара» за «Море внутри», Крус в первый, но не в последний раз сыграла девушку по имени София. Сюжет картины непритязателен: парень знакомится с девушкой и влюбляется, но его бывшая подружка устраивает ему автокатастрофу, и теперь он изуродован. Потом он оказывается в каком-то сне, где с лицом у него все в порядке, и с новой девушкой тоже. А затем вообще начинается настоящая фантасмагория...

Киноманам, зациклившимся исключительно на продукции Голливуда, наверняка хорошо знаком этот сюжет. Да, все так: американский фильм «Ванильное небо» - это ремейк испанской картины «Открой глаза».

«Все о моей матери» (1999)

В этом своем фильме Педро Альмодовар затрагивает некоторые не очень приятные и очень деликатные темы (как, впрочем, и во всех остальных). Роза в исполнении Крус - молодая монахиня, беременная от трансвестита, подрабатывающего проституцией, у которого СПИД. Он заражает страшной болезнью Розу, и та умирает. Он тоже. Вот такие страсти-мордасти.

«Кокаин» (2001)

Ярко накрасив глаза и требовательно вздернув брови, Крус превращается в Мирту, жену контрабандиста, специализирующегося на кокаине. Импульсивная транжира и конченая наркоманка в итоге подводит под монастырь своего мужа в исполнении Джонни Деппа – будущего партнера Пе по «Пиратам Карибского моря».

Фильм основан на биографии контрабандиста Джорджа Джанга, который начинал с «азов» наркоторговли — марихуаны, а потом пошел еще дальше. Через год после премьеры режиссер «Кокаина» Тед Демми внезапно скончался. При вскрытии в его крови обнаружили следы наркотика, давшего название фильму.

«Выбор капитана Корелли» (2001)

Пелагия - пылкая, энергичная и хорошо образованная жительница маленького греческого острова, в которую влюбляется капитан итальянской армии Антонио Корелли (Николас Кейдж). Сюжет фильма – типичная голливудская история любви на фоне германо-итальянского вторжения в Грецию.

В принципе, это картина о войне, но на первый план в ней, благодаря великолепной игре Крус и Кейджа, выходят человеческие отношения и чувства. И не только любовь, но еще и гордость за свою страну и свой жизненный уклад, дружба, надежда, разочарование. В общем, весь спектр человеческих переживаний - то, что нужно Пенелопе для полноценной самореализации на экране.

«Ванильное небо» (2001)

Пенелопа уже в качестве восходящей голливудской кинозвездочки снова сыграла Софию в тривиальном сюжете про изуродованного автокатастрофой красавчика. Фильм получился красивый, но критикам показалось, что дошлые американские продюсеры пересняли испанскую версию лишь затем, чтобы подзаработать на популярности Тома Круза и скрытой рекламе некоторых марок автомобилей.

После напряженной совместной работы на съемочной площадке Крус и Круз начали встречаться. К тому времени Том отправил псу под хвост 11 лет совместной жизни с австралийкой Николь Кидман. Что касается Пенелопы, то ей довольно скоро наскучили сайентологические бредни бойфренда, она поняла, что Том – герой не ее романа.

«Бандитки» (2006)

Две благородные разбойницы в исполнении Пе и Сальмы Хайек отбирают все подряд у богатых и отдают бедным. Эта непритязательно-развлекательная полукомедия-полувестерн получила неожиданно много теплых отзывов. В том числе от сообщества геев и лесбиянок, которое усмотрело в дуэте испанки и мексиканки эротический подтекст нетрадиционной направленности.

«Возвращение» (2006)

Педро Альмодовар вновь пригласил Пенелопу для съемок в своем очередном шедевре. Захватывающая тема материнства и смерти была щедро одарена овациями в Каннах. 

Пе достался сложный персонаж - надо было играть и дочь, и мать, и сестру, и жену. Актриса постаралась на славу, вложив в Раймунду весь свой природный темперамент, за что и получила в награду номинацию на «Оскар» и статуэтку «Гойя».

«Элегия» (2008)

В этой драме-элегии Изабель Койшет об упущенных возможностях и потерянной любви Пе сыграла кубинскую студентку Консуэло Кастильо, в которую влюбляется ее преподаватель (Бен Кингсли). Душещипательности ради авторы картины наделили героиню серьезным заболеванием.

Некоторые американские газеты называли этот фильм среди лучших в 2008 году.

«Вики Кристина Барселона» (2008)

Взлохмаченная и взбалмошная истеричка Мария-Елена, не выпускающая сигарету изо рта и гневно сверкающая глазами на своего бывшего мужа и его новую пассию, принесла Пенелопе «Оскар» за лучшую роль второго плана и кучу других премий и номинаций. Испанка по полной программе переиграла исполнительниц двух главных женских ролей в картине - Скарлетт Йоханссон и Ребекку Холл. А фильм критики назвали одним из лучших у Вуди Аллена за последние годы.

Яркая картина, снятая Алленом в городе-мечте Барселоне на муниципальные деньги, позволила Пе предстать на экране во всей красе, в полной мере продемонстрировав свое актерское мастерство. Исполнитель главной мужской роли Хавьер Бардем оценил это - между ним и Пенелопой ярким пламенем вспыхнула любовь, спустя пару лет скрепленная официальным браком. Еще через год испанские «оскароносцы» превратились в маму и папу.

Успешный опыт работы с Вуди Алленом также получил продолжение – знаменитый американский режиссер предложил Пенелопе новую роль в фильме «В Рим с любовью», мировая премьера которого только что состоялась.

 

Личное дело

Испанская невеста американского «Оскара»

Ежегодно 23 февраля главной темой испанских СМИ становятся воспоминания о попытке государственного переворота, предпринятой в этот день военными в 1981 году. Иначе было 23 февраля 2009 года, когда в Лос-Анжелесе Пенелопа Крус первой из испанских актрис удостоилась «Оскара». Самая престижная кинонаграда досталась ей за роль бывшей жены главного героя в фильме «Вики Кристина Барселона» Вуди Аллена.

Свершилось! Красавица Пе, милая девчушка, некогда дебютировавшая на экране в рекламном видеоклипе, превратилась в полноценную голливудскую звезду.

Пенелопа Крус Санчес, дочь коммерсанта и парикмахерши, родилась в мадридском пригороде Алькобендас 28 апреля 1974 года. Редкое имя для новорожденной родители позаимствовали из песни популярного тогда певца Жоана Мануэля Серрата. Позже в семье появилось еще двое детей. Моника поначалу танцевала, семь лет она работала в труппе Хоакина Кортеса, но потом по стопам старшей сестры пошла в кино. Эдуардо, брат Пе и Моники, хотел быть футболистом, а стал певцом.

В 5 лет Пе поступила в академию танцев, куда позже придет и ее сестра. В 14 лет она начинает сниматься в рекламных клипах. Режиссер Бигас Луна приглашает Пе в свой фильм «Возрасты Лулу», но слишком юный возраст девушки не позволяет ей сняться в столь «горячей» роли. Луна, впрочем, не забывает о Пе, три года спустя приглашает ее на главную роль в фильме «Хамон, хамон». К тому времени Пе уже дебютировала в кино, снявшись в 1991 году в «Греческом лабиринте».

Увидев себя на экране в рекламном клипе, 14-летняя Пе оставляет занятия танцами и идет изучать актерское мастерство. Спустя несколько лет она обращает на себя внимание всей страны, снявшись в клипе на песню «Сила судьбы» популярной группы Mecano. Тогда же у нее завязывается роман с Начо Кано, участником и автором лучших хитов группы. Пара уезжает жить в Нью-Йорк, где Пе усердно изучает английский язык, который ей вскоре понадобится.

Вернувшись в Испанию, Пе работает на телевидении – снимается в сериалах, ведет программу на канале Telecinco. Настоящая известность приходит к ней в 1994 году после роли, сыгранной в фильме Фернандо Труэбы «Прекрасные времена». Кинолента получает «Оскара», а 20-летнюю Пе замечают в Голливуде. В 1999 году она получает премию «Гойя» за лучшую женскую роль в фильме «Девушка твоей мечты» того же Труэбы.

К тому времени Пе уже в первых рядах восходящих «звездочек» Голливуда. Она активно снимается, в США выходят фильмы, где она играет с Мэттом Дэймоном, Джонни Деппом, Николасом Кейджем. А в 2000 году вместе с Антонио Бандерасом на церемонии вручения «Оскаров» ей поручают объявить победителя в номинации «Лучший иностранный фильм». Вскрыв конверт, Пе оказалась не в силах сдержать эмоции и в экстазе прокричала в микрофон: «Педро!» Статуэтку присудили фильму Педро Альмодовара «Все о моей матери», в котором Пенелопа исполнила одну из ролей.

Возможно, карьера в Голливуде ограничилась бы участием в не самых кассовых фильмах, если бы в 2001 году у Пе не завязался бурный роман с Томом Крузом. Эта связь дала новый импульс голливудской карьере актрисы. Одну за другой она получает роли в блокбастерах и блестяще справляется с ними. В январе 2004 года Крус и Круз расстаются, но к этому времени Пе уже сделала решительный шаг к голливудским вершинам, ей одну за другой предлагают главные роли знаменитые режиссеры.

Уже в ранге самой успешной европейской актрисы в Голливуде, Пе успешно сотрудничает и с кинематографистами-соотечественниками. За роль в фильме «Возвращение» Педро Альмодовара она в 2007 году номинируется на «Оскара» за лучшую женскую  роль, но так и не удостаивается заветной золотой статуэтки.

Спустя два года, снявшись в «Вики Кристина Барселона», Пе получает за эту свою работу и «Гойю»,  и «Оскара». На церемонии в Лос-Анжелесе она появилась в роскошном белом платье, вполне пригодном для свадьбы. Но к тому времени почти официальный жених испанской «невесты» в минуты ее торжества в зале отсутствовал. Хавьер Бардем не смог отпроситься со съемок своего нового фильма. Он даже пытался взять бюллетень, ссылаясь на якобы вывихнутую ногу, но его разоблачили и заставили остаться в Испании. Любимую он поздравил по телефону, едва заветная награда оказалась у нее в руках. Годом ранее Хавьер также получил «Оскара» - за второстепенную роль в американском фильме «Старикам здесь не место». А дебютировал в кино он в одном фильме с Пенелопой - в «Хамон, хамон», когда ему был 21 год, а ей – всего 17.

Несмотря на ажиотажный интерес к ее частной жизни, Пе старательно избегает контактов с представителями СМИ. Со времен ее романа с Крузом она никогда не появлялась на официальных мероприятиях со своими мужчинами. Не особенно афишировалась и связь с Бардемом – звездная пара встречалась в условиях строжайшей конспирации, и папарацци редко удавалось запечатлеть их вместе. Даже о свадьбе Пе и Хавьера журналисты и общественность узнали пост-фактум.