Рейтинг
0.00

Культура

4 читателя, 803 топика

В минувшую субботу в Сарагосе состоялся III Фестиваль Надежд.

Культура

Ежегодная встреча самодеятельных русскоязычных коллективов Испании, III Фестиваль Надежд в Сарагосе, прошла при полном аншлаге.

Фестиваль традиционно проводится при поддержке Координационного совета российских соотечественников в Испании и Посольства РФ в Испании и столь же традиционно собирает полный зал зрителей. Фестиваль в прошлом году был посвящен танцу и песне, а нынешней весной его организаторы сделали ставку на юмор.

К участникам и зрителям Фестиваля Надежд с приветственным словом обратился Ю.П.Корчагин, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Испании, подчеркнувший необходимость подобных мероприятий и заверивший, что Посольство и впредь будет поддерживать культурные инициативы соотечественников в Испании.

Свои таланты продемонстрировали участники из 12 испанских городов, представлявшие самые различные русскоязычные ассоциации. Юморески, скетчи, забавные сценки, танец и песня – программа Фестиваля оказалась яркой, разнообразной, а главное, очень веселой.

Как и в прошлые годы, за организацию фестиваля отвечала ассоциация русской культуры из Сарагосы «АРКА» (президент Ассоциации – Ирина Саксыбаева).

Страница Фестиваля Надежд в Facebook

Корита ВИАМОНТЕ: испанский голос, покоривший СССР

Культура

Сибирские морозы, «советское» шампанское, испанские джинсы, обед за 16 рублей и... аплодисменты, аплодисменты! По прошествии 40 лет звезда испанской сцены вновь готовится к необычному «русскому» концерту.

На нашу встречу испанская певица Корита ВИАМОНТЕ пришла с объемной папкой и тут же принялась извлекать из нее настоящие раритеты. Вырезки из газет «Советская Латвия», «Приокская правда», «Вечерний Ташкент», издание на грузинском языке с непонятным названием, чья «шапка» украшена рядом советских орденов. А вот и еще свидетельство давно ушедшей эпохи – счет на две персоны на бланке Московского треста ресторанов. Читаю: пирог, салат, борщ, ростбиф, мороженое, пиво. Всего на 16 рублей 67 копеек. Моя собеседница кладет на стол следующую диковину – медаль с ленинским профилем и надписью «за доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина». Это награда за те самые «советские гастроли».

...Далекий 1971 год. СССР до сих пор знала только двух испанских исполнителей – Рафаэля и Сару Монтьель. И вот советские газеты запестрели сообщениями: «Маравелла» значит «прекрасное море». Каждый артист этого коллектива неповторим. Ташкентцам понравились песни, которые поют Корита Виамонте и другие артисты коллектива... А теперь «Маравеллу» ждут Украина и Москва».

- Признайтесь, Корита, вам тогда наверняка многие земляки говорили: «А не сошла ли ты с ума? Добровольно отправляешься в коммунистическое логово?»

- Было и такое. Я и сама сначала не поверила, когда руководитель «Маравеллы», Луис Феррер, пригласил меня на гастроли в СССР  в составе группы. Но полтора месяца в 1971 году, а потом еще полтора месяца в 1972-м пролетели, как один день. Мы выступали в Москве, Ленинграде, Риге, Ташкенте, Алма-Ате, Ульяновске, Волгограде... В Новосибирске побывали в декабре, и я впервые узнала, что такое мороз минус 50 градусов.

- С испанским гардеробом, да в Сибирь? Вам в СССР выдали ватник и валенки?

- Ничего подобного! Я родом из Сарагосы, а у нас ветра ледяные – дай бог! Поэтому привычная. На мне были сапоги, пальто и шарф, в который, как смеялись мои коллеги-музыканты, можно было завернуть весь наш коллектив!

- Как принимали в СССР народные испанские песни, танец, хоту, сардану?

- Замечательно. Хотя стоит заметить, что московская публика была очень требовательной. «Расшевелить» ее стоило усилий. Мы перемещались по стране на самолетах, на поездах, даже по Транссибу путешествовали. Могу сказать, что именно в этих поездках я узнавала людей. Народ-труженик, вставали все рано, в 6 утра. А вечером именно эти люди приходили на наши концерты с букетами цветов. Артист –  для них это было понятие особенное.

- Когда советские артисты гастролировали за рубежом, за ними обязательно присматривали люди из КГБ. «Маравелла» тоже находилась под неусыпным контролем?

- Нас сопровождала постоянная переводчица. Очень милая. Помню ее имя – Нина. Нам оно напоминало звук сирены «скорой помощи»: «ни-на, ни-на...» Был еще такой человек, Александр Лукьянов, он находился при нас неотступно. Позже мы с ним встретились в Сарагосе, когда сюда приезжал ансамбль Игоря Моисеева. Александр был их представителем. Нам не разрешали самостоятельно покидать гостиницу, хотя лично я не раз сбегала одна, чтобы посмотреть город. Помню, в Москве перешла дорогу на красный свет возле кинотеатра «Октябрь». Что бы вы думали? Откуда ни возьмись появился милиционер и оштрафовал меня на один рубль!

- То есть с местным населением контакт все же был?

- Контактировали, и очень активно! Было забавно, когда в ресторанах с соседнего столика тебе присылали бутылку шампанского или цветы: испанской артистке! Однажды я спустилась в ресторан в московской гостинице, чтобы обговорить с администратором меню ужина для всей группы тем же вечером. Она от моих накладных ресниц пришла в восторг. Я сбегала обратно в номер, принесла коробочку и ей подарила. За ужином нас встречали, как родных! А вообще люди часто предлагали купить у нас джинсы, галстуки...

- Известно, что и сегодня, и вчера испанская культура для россиян – это «зажигательный фламенко», если уж говорить штампами. А мы для испанцев – это «калинка-малинка». Можно ли как-то бороться со стереотипами?

- Да, это, к сожалению, так. Но замечу, что вы более открыты для того, чтобы узнать и другие испанские жанры. Просто потому, что лучше подготовлены, привычны к разнообразию, ведь фольклор России – это сотни жанров, страна-то огромная. Почему так полюбилось фламенко в России? А вы вспомните вашу «цыганочку» - корни те же! В Испании мы более ленивы. Жанр «хота» не столь популярен среди испанцев, потому что его исполнение требует мастерства. А вот выйти, тряхнуть плечами и крикнуть «оле-оле!» - это доступно каждому. Но испанцы на ура принимают ваши народные песни и танец. Ведь мы любим все зрелищное, любим яркое действо!

- Я знаю, что сейчас ведутся переговоры о гастролях Кориты Виамонте в Москве...

- С удовольствием вернусь в Россию, чтобы спеть для российского зрителя. И сделаю это не задумываясь! Даже 50-ти градусный мороз не испугает!

- Но ранее состоится концерт в Главном театре Сарагосы. 28 мая вы выступаете вместе с арагонским русскоязычным фольклорным коллективом «Купалинка».

- Программа концерта будет очень оригинальной. Такого в Испании до сих пор никто не делал. Две музыкальные культуры, русская и испанская, на одной сцене. Секретов раскрывать не буду, репетиции сейчас идут полным ходом. Скажу лишь, насколько меня восхищает в моих русских коллегах их потрясающее упорство и трудолюбие. Ваш девиз – на сцене ни одной ошибки быть не должно! И чтобы так оно и вышло, вы готовы репетировать часами и часами!

- За вашими плечами – долгие годы артистической карьеры. Волнение перед выходом на сцену давно осталось в прошлом?

- Ничего подобного. Волнуюсь всегда. Скажу больше, в день, когда вдруг эта дрожь уйдет, я буду обязана сказать себе: «Корита, твое время кончилось. Ты можешь отправляться домой». Но я верю, что этого не случится. Потому что знаю, что родилась артисткой и буду ею всегда.

Наталья ГЕРАСИМОВА

 

 

Елена Михайлова: струнное рвение

Культура

В МИРЕ МУЗ

В столице Астурийского княжества состоялся концерт “Звезд Камерного оркестра Михайловой” под управлением Б.Кинтаса, с солистами Еленой и Викторией Михайловыми. Яркая разнообразная программа концерта позволила солистам продемонстрировать все грани своего дарования и безупречной музыкальной техники. Публика горячo принимала и заслуженно аплодировала артистам.    

 

У многих музыкантов необычные судьбы, а их творческий путь часто тернист и сложен. Талант и мастерство не всегда являются пропуском на сценическую площадку. Только огромное трудолюбие, усердие и бесконечная способность любить музыку позволяют преодолевать казалось бы непреодолимые высоты.

Имя Елены Михайловой, в дуэте с Викторией, ее соратником, концертмейстером и мамой в одном лице, известно в Испании уже не одно десятилетие. Пожалуй, трудно найти скрипача, который является лауреатом почти всех национальных конкурсов, а их более 20, да и ряда международных, где она завоевала призовые места.

— Лена, ты уже зрелый, сформировавшийся музыкант, тебя даже называют “бойцом”. Каждый музыкант должен пройти определенную “закалку”, участвуя в конкурсах?

— Думаю, это очень помогает в приобретении опыта. Участие в конкурсе тебя мобилизует, дает возможность услышать и других, чтобы знать, каков уровень твоих соперников. Даже в случае неудачи знаешь, что твоя победа впереди, а не раскисаешь. Мне никто ничего не дарил: я всего достигла благодаря труду и родителям, которые в меня верили и меня поддерживали.                     — Расскажи нам, пожалуйста, о себе...

— Родом я из Баку. В Испанию приехали в 1991 году. Конечно, первое время было тяжеловато, но постепенно наша жизнь стала налаживаться. В нашей семье я музыкант в четвертом поколении. Мой отец скрипач, он и стал моим первым учителем. Мама замечательная пианистка, с ней мы начали свои выступления, когда мне исполнилось 10 лет. У меня есть еще две сестры, но они не музыканты, и каждая выбрала свой путь.

Моими учителями были Х.Л.Гарсия Асенсио, З.Брон и С.Фаткулин, также С. Аккардо и П.Верников. Мне посчастливилось позаниматься на мастер-классах с И.Менухиным. В Высшей школе им. Королевы Софии я была самой юной студенткой, мне выделили стипендию, что и позволило мне там учиться. У меня диплом с отличием мадридской Консерватории. С 1994 года началась серьезная гастрольная жизнь. Мне довелось играть в России, Японии, Англии, Италии, Франции, Швейцарии, Норвегии, Финляндии, Аргентине, Мексике, и ,конечно, в Испании.

— Посмотрев твой “послужной список” и репертуар, просто диву даешься — ведь все это на память, без нот?— От Баха до современных композиторов.

— Сколько же ты занимаешься? Такого плодовитого музыканта встретишь не часто...

— По 4-5 часов, ведь надо быть не только в форме, а в очень хорошей форме. Сегодня виртуозностью особо не удивишь, надо уметь сочетать и технику, и проникновенное исполнение, и свое, индивидуальное прочтение. С годами и опыт накопился, и переосмысление того или иного произведения, поэтому двигаясь вперед, порой приятно возвращаться к уже закрепившимся произведениям репертуара. Ну а количество меня не пугает, ведь я живу в музыке.

— Артисту всегда приходится чем-то жертвовать, путь к успеху тернист. Как у тебя с этим?

— Правильно, если хочешь чего-то добиться, надо быть более требовательным к себе и уметь ценить время. Сколько себя помню, скрипка всегда была со мной, наверное, она мне и кукол заменяла... Но все ж я выкраиваю время и повидаться с друзьями, да и как вся молодежь в Испании, хожу на дискотеки, не пропущу и хороший концерт. В Мадрид приезжают выдающиеся музыканты!

— Значит, любовь к музыке — наследственная “болезнь”?

— Наверно, нет. Все зависит от воспитания в семье. А талант человеку дается авансом и его нужно отрабатывать, это слова русского писателя Пришвина. С чем я и согласна.

— У тебя довольно загруженный график: сольные концерты, записи, а тут еще и камерный оркестр?

— Эта идея меня давно волновала, так как очень люблю камерную музыку. Подобрались энтузиасты и единомышленники, это дает возможность обогатить репертуар и молодым музыкантам себя проявить. Конечно, не обошлось без наших соотечественников, которые еще и играют в разных оркестрах, это хороший костяк. А нашим дирижером стал замечательный музыкант Борха Кинтас, кстати, он закончил аспирантуру московской консерватории как пианист и дирижер. Мы много выступаем в разных уголках страны.                                                                 

— Можешь назвать композитора, с которым чувствуешь родство душ?

— Трудно сказать. Я никогда не могу назвать одного композитора. Мне нравится и Бах, и Брух, и Сарасате, наверное, увлекает то, над чем тружусь сегодня. А вообще, многое зависит и от состояния, иногда хочется что-то глубокое, философское, а порой более романтическое и лирическое...

— Где пройдут ваши следующие выступления ?

— Очень скоро. Мы играем с оркестром 4 и 5 мая в Касталле и в Алкое (провинция Аликанте). Затем совместно с пианистом и композитором М.Караско в июне этого года выпускаем диск. Это приурочено к 200-летию первой испанской конституции.

— Хочется пожелать тебе успешной творческой жизни  и благодарных слушателей. Струнного рвения и покорения музыкальных вершин!

Принцесса огорошила

Культура

Закулисье

Следующие один за другим скандалы, связанные с представителями испанского королевского дома, опустили престиж института монархии «ниже плинтуса». И не удивительно, что в этой обстановке на страницах многих печатных изданий появились публикации о предполагаемой любовной афере короля.

В них утверждается, что 74-летний монарх, который 14 мая этого года отметит свою «золотую свадьбу» с королевой Софией, уже давно тайно встречается с 47-летней немецкой принцессой Кориной Сайн Витгенштейн. Оказывается, эта дама уже несколько лет регулярно сопровождает Хуана Карлоса в заграничных поездках. Впервые он появился вместе с ней на публике в Барселоне в 2006 году. Как рассказывают некоторые издания, монарх заботливо придерживал свою спутницу под локоток, гладил и целовал ей руки.

В том же 2006 году Хуан Карлос побывал с частным визитом в Германии, взял принцессу с собой. Целью поездки якобы было представить даму двоюродному брату короля - 75-летнему герцогу Карлу Вюттембергскому. Тем самым окружению короля было послано сообщение – Его Величество больше не намерен скрывать свою пассию.

Корина, дважды разведенная мать двоих детей, стала принцессой после того, как в 2000 году вышла замуж за принца Казимира Сайн Витгенштейна. Его родственники были не в восторге от выбора невесты, которая была на 8 лет старше жениха. Этот брак продержался всего пять лет. Репутация у проживающей в Мадриде принцессы не блестящая - ее частенько называют охотницей за титулами и деньгами. Она также встречалась с миллиардером Гертом-Рудольфом Фликом.

Разумеется, испанский двор отказывается комментировать происходящее. Сама принцесса Корина и ее мать, проживающая в Берлине, также не жаждут общаться с прессой.

Конечно, было бы сильным преувеличением утверждать, как это делают некоторые мировые СМИ, что «вся Испания с жаром обсуждает скандальную связь монарха, которым раньше гордилась как олицетворением незыблемости брака». У большинства испанцев сегодня имеются и более серьезные темы для обсуждения. Тем не менее, сам факт появления имени и фотографий принцессы Корины Сайн Витгенштейн на страницах испанской прессы говорит о многом.

Выставка. Барселона

Культура

Барселона. Прогулка через время.

Оцифрованная реальность, наложенная на черно-белое ретро прошлого. Оказывается, прокатиться на машине времени – реально. На прогулку по столице Каталонии прошлого и настоящего приглашает выставка «Перефотографировать Барселону», которая проходит в помещении муниципального фотографического архива города.

История этой необычной экспозиции тоже необычна. Автор идеи, американский фотограф Марк Кетт, так вдохновился красотой и историей Барселоны, что решил прогуляться по ее улицам с фотоаппаратом. Но не так, как это делают ежедневно сотни туристов, а предварительно изучив старые архивные фотографии. Марк давно интересуется влиянием времени на изображение, в частности, пейзажи, архитектуру, портреты людей. «Время – понятие относительное для каждого», - сказал он как-то в интервью.

Суть его любимой техники: вновь сфотографировать с того же ракурса какое-то снятое много лет назад место. В Барселоне, запечатленной тысячами фотографов разных времен, для этого имеется множество возможностей. Парк Сиюдаделла, городские кварталы, крепостная стена, окружавшая город... На архивных снимках конца позапрошлого века отдельные фрагменты этой стены еще «вписаны» в городской пейзаж, а сейчас их просто не существует. Вот развалины монастыря, на месте которых разбит сквер. А этот дом  недалеко от набережной хорошо сохранился, выглядит почти так же, как сто с лишним лет назад...

Казалось бы, все просто: найти старый снимок, встать на то место, где много лет назад стоял другой фотограф, и нажать кнопку. Но выставке предшествовала достаточно долгая архивная и организационная работа. Нужно было учитывать множество факторов, не только место, но и время суток, освещение. После «фотопрогулки» Марк Кетт несколько месяцев работал в лаборатории, соединяя воедино прошлое и настоящее Барселоны.

На выставке представлено около сотни снимков, запечатлевших жизнь в Барселоне в 1870 и  2010 годах. Главная работа - панорамный вид города, снятый фотографом с горы Монтжуик, на котором временно-пространственные изменения Барселоны особенно заметны.

Выставка продлится до 20 мая, вход бесплатный.

Афиша культурных событий Испании

Культура

МАДРИД

11 мая

Концерт Илоны Тимченко (фортепиано), посвященный празднованию Дня Победы

Илона Тимченко — концертирующая пианистка, лауреат различных международных конкурсов.

Надо отметить, что в афише Российского центра науки и культуры есть и другие мероприятия, посвященные очередной годовщине Победы. Это выставка фотографий, тематическая книжная выставка, кинопоказы (12 мая — “А зори здесь тихие”, 19 мая — “Горячий снег, начало в 10.30).

Начало концерта: 20.00.

Российский центр науки и культуры (Мадрид, C/Atocha, 34).

Стоимость билетов: 5 евро.

 

БАРСЕЛОНА

До 20 мая

“Делакруа. Ретроспектива”, выставка работ художника.

На экспозиции представлены 130 работ Эжена Делакруа (1798-1863), которого считают предводителем романтического направления в европейской живописи. Интересно, что другом детства Делакруа был Александр Дюма, который вспоминал, что “к трем годам Эжен уже вешался, горел, тонул и травился”. Действительно, будущий мэтр едва не “повесился”, нечаянно обмотав вокруг шеи мешок, из которого кормили лошадей овсом; “горел”, когда над его детской кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка; “тонул” во время купания в Бордо; “травился” наглотавшись краски-медянки... Экспозиция в Барселоне является самым крупным выставочным мероприятием, связанным с именем Делакруа, из проходивших когда-либо в Испании. В ее организации принимал участие французский Лувр.

Время работы: пн.-пт.: 10.00-20.00, сб., вс.: 10.00-21.00.

Выставочный зал CaixaForum (Барселона, Av Francesc Ferrer Guàrdia, 6).

Вход бесплатный.

 

ВАЛЕНСИЯ

XI Фестиваль короткометражных фильмов Radio City

Каждый четверг, пятницу и субботу в известном всем валенсийским интеллектуалам кафе Radio City демонстрируются ленты участников фестиваля. Большинство авторов являются любителями, но это только добавляет разнообразия в том, что касается сюжетов и стиля работ.

Начало показов: 20.00.

Radio City (Валенсия, Santa Teresa, 19)

 

САНТА-КРУС ДЕ ТЕНЕРИФЕ (Тенерифе)

9-13 мая

“Спящая красавица”, спектакль коллектива “Имперские звезды на льду”

Не успели отшуметь аплодисменты в Лас-Пальмас в адрес “Спящей красавицы на льду” в постановке олимпийского чемпиона по фигурному катанию Ильи Авербуха, как жителей города Санта-Крус-де-Тенерифе решили порадовать артисты уже другого “ледового” коллектива. “Имперские звезды” уже давно с успехом представляют свою версию балета Чайковского во многих странах мира. Все участники этого спектакля являются профессиональными спортсменами-фигуристами. “Спящая красавица” — это красивая сказка, чему немало способствуют впечатляющие декорации. Авторство костюмов принадлежит Натэлле Абдуллаевой, имя которой прекрасно известно в мире фигурного катания, ведь эта художник-дизайнер одевала и олимпийских чемпионов, и участников многих ледовых шоу.

Auditorio de Tenerife (Санта-Крус де Тенерифе, Avenida de la Constitución, 1)

Стоимость билетов: от 19 до 45 евро.

Расписание спектаклей на сайте: www.auditoriodetenerife.com

 

ВСЯ ИСПАНИЯ

До 23 мая.

“Видео-таланты. Искусство как повод”, конкурс для студентов.

“Выбери произведение искусства, которое тебя вдохновляет, и посвяти ему видеоролик. Не важен жанр, техника исполнения и бюджет. Премированы будут самые креативные работы”, — так говорится в условиях конкурса, организованного фондом “Банка Сантандер” и Openbanc. В конкурсе могут принять участие студенты университетов и специализированных учебных центров вне зависимости от гражданства. Участникам следует до 23 мая разместить ролик на Youtube, где открыт канал Videotalentos. Там же можно ознакомиться с подробностями условий конкурса. Предусмотрены две премии: зрительская (5 000 евро) и премия жюри (2 500 евро).

 

САРАГОСА

12 мая

Театральный фестиваль Надежд-2012 “Юмор на сцене”

Вот уже третью весну подряд Сарагоса собирает на своих площадках русскоязычные таланты со всей Испании. Если в прошлом году фестиваль был посвящен песне и танцу, то нынешний его выпуск делает ставку на разговорный жанр. Юморески, скетчи, забавные театральные сценки — все это представят артисты-любители, которые съедутся на фестиваль из 12 городов Испании. Все номера будут исполняться только на русском языке.

Начало фестиваля: 17.00.

Центр Estación del Norte (Сарагоса, C/Pedriquera, 7).

Вход бесплатный (до заполнения зала).

 

 

Delacroix-Eugene

В Барселоне проходит крупная выставка работ “мятежного романтика” Эжена Делакруа (на фото: “Девушка, сидящая на кладбище).

 

VIDEO

В конкурсе “видео-талантов” под силу участвовать всем, кто знает толк в креативе.

 

RISAS

Хотите посмеяться от души? Приезжайте в Сарагосу 12 мая!

Пенелопа двадцать лет спустя

Культура

Ровно два десятка лет назад на большом экране впервые громко заявила о себе Пенелопа Крус, затем ставшая лучшим европейским экспортом в голливудский кинематограф. А 20 апреля состоялась мировая премьера фильма «В Рим с любовью», в котором актриса сыграла главную роль.

Сегодня в ее послужном списке множество престижных наград, включая «Оскар», разнообразные роли - от монахинь до истеричек-алкоголичек, совместные работы с самыми знаменитыми режиссерами и кинозвездами первой величины.

Последняя роль актрисы вряд ли порадовала ее почитателей. Согласие на съемки в очередной мистической истории о пиратах Карибского моря было вызвано, скорее всего, желанием приобщиться к созданию этой культовой (в определенных кругах) приключенческой саги. Когда же съемки уже начались, выяснилось, что Пе, как называют актрису в Испании, «немножко» беременна и не сможет участвовать в многочисленных трюках, а ее уже заметно округлившийся животик будет откровенным нонсенсом для предводительницы отчаянных и беспощадных морских разбойников. На подмогу пришла Моника - младшая сестра Пе присутствовала в кадре во весь рост, демонстрируя положенную по сценарию великолепную фигуру, старшей же достались лишь крупные планы, диалоги и страстные поцелуи.

Подводя итоги успешной двадцатилетней карьеры Пе, давайте вспомним те ее роли, которые наиболее запомнились киноманам всех стран и народов.

«Хамон, хамон» (1992)

В этом фильме актриса предстала в роли Сильвии, дочери проститутки в сельской глубинке Испании. В свои 17 лет Пе без колебаний согласилась на съемки в нескольких весьма откровенных сценах, чем сразу же привлекла к себе всеобщее внимание. Спустя 8 лет рецептом «с места в карьер» попыталась воспользоваться другая молодая испанская актриса Пас Вега, снявшаяся в картине с недвусмысленным названием «Лусия и секс». Формула успеха сработала лишь частично – Голливуд адекватно отреагировал на «новую Пе», но дальше приглашения Пас на роли в фильмах с небольшим бюджетом дело не пошло.

В картине испанского режиссера Бигаса Луны исследуются темы любви, похоти, насилия и… хамона, без которого Испания себя не мыслит. Кстати, в Россию эта картина попала под названием «Ветчина, ветчина». Несколько позже россияне, пристрастившись к туризму в другие страны, выяснили, что хамон и ветчина – две большие разницы.

Роль Люсии принесла Пе первую в ее карьере номинацию на национальную кинематографическую премию «Гойя», а также знакомство на съемочной площадке со своим будущим мужем Хавьером Бардемом.

«Открой глаза» (1997)

В фильме Алехандро Аменабара, который спустя несколько лет получил «Оскара» за «Море внутри», Крус в первый, но не в последний раз сыграла девушку по имени София. Сюжет картины непритязателен: парень знакомится с девушкой и влюбляется, но его бывшая подружка устраивает ему автокатастрофу, и теперь он изуродован. Потом он оказывается в каком-то сне, где с лицом у него все в порядке, и с новой девушкой тоже. А затем вообще начинается настоящая фантасмагория...

Киноманам, зациклившимся исключительно на продукции Голливуда, наверняка хорошо знаком этот сюжет. Да, все так: американский фильм «Ванильное небо» - это ремейк испанской картины «Открой глаза».

«Все о моей матери» (1999)

В этом своем фильме Педро Альмодовар затрагивает некоторые не очень приятные и очень деликатные темы (как, впрочем, и во всех остальных). Роза в исполнении Крус - молодая монахиня, беременная от трансвестита, подрабатывающего проституцией, у которого СПИД. Он заражает страшной болезнью Розу, и та умирает. Он тоже. Вот такие страсти-мордасти.

«Кокаин» (2001)

Ярко накрасив глаза и требовательно вздернув брови, Крус превращается в Мирту, жену контрабандиста, специализирующегося на кокаине. Импульсивная транжира и конченая наркоманка в итоге подводит под монастырь своего мужа в исполнении Джонни Деппа – будущего партнера Пе по «Пиратам Карибского моря».

Фильм основан на биографии контрабандиста Джорджа Джанга, который начинал с «азов» наркоторговли — марихуаны, а потом пошел еще дальше. Через год после премьеры режиссер «Кокаина» Тед Демми внезапно скончался. При вскрытии в его крови обнаружили следы наркотика, давшего название фильму.

«Выбор капитана Корелли» (2001)

Пелагия - пылкая, энергичная и хорошо образованная жительница маленького греческого острова, в которую влюбляется капитан итальянской армии Антонио Корелли (Николас Кейдж). Сюжет фильма – типичная голливудская история любви на фоне германо-итальянского вторжения в Грецию.

В принципе, это картина о войне, но на первый план в ней, благодаря великолепной игре Крус и Кейджа, выходят человеческие отношения и чувства. И не только любовь, но еще и гордость за свою страну и свой жизненный уклад, дружба, надежда, разочарование. В общем, весь спектр человеческих переживаний - то, что нужно Пенелопе для полноценной самореализации на экране.

«Ванильное небо» (2001)

Пенелопа уже в качестве восходящей голливудской кинозвездочки снова сыграла Софию в тривиальном сюжете про изуродованного автокатастрофой красавчика. Фильм получился красивый, но критикам показалось, что дошлые американские продюсеры пересняли испанскую версию лишь затем, чтобы подзаработать на популярности Тома Круза и скрытой рекламе некоторых марок автомобилей.

После напряженной совместной работы на съемочной площадке Крус и Круз начали встречаться. К тому времени Том отправил псу под хвост 11 лет совместной жизни с австралийкой Николь Кидман. Что касается Пенелопы, то ей довольно скоро наскучили сайентологические бредни бойфренда, она поняла, что Том – герой не ее романа.

«Бандитки» (2006)

Две благородные разбойницы в исполнении Пе и Сальмы Хайек отбирают все подряд у богатых и отдают бедным. Эта непритязательно-развлекательная полукомедия-полувестерн получила неожиданно много теплых отзывов. В том числе от сообщества геев и лесбиянок, которое усмотрело в дуэте испанки и мексиканки эротический подтекст нетрадиционной направленности.

«Возвращение» (2006)

Педро Альмодовар вновь пригласил Пенелопу для съемок в своем очередном шедевре. Захватывающая тема материнства и смерти была щедро одарена овациями в Каннах. 

Пе достался сложный персонаж - надо было играть и дочь, и мать, и сестру, и жену. Актриса постаралась на славу, вложив в Раймунду весь свой природный темперамент, за что и получила в награду номинацию на «Оскар» и статуэтку «Гойя».

«Элегия» (2008)

В этой драме-элегии Изабель Койшет об упущенных возможностях и потерянной любви Пе сыграла кубинскую студентку Консуэло Кастильо, в которую влюбляется ее преподаватель (Бен Кингсли). Душещипательности ради авторы картины наделили героиню серьезным заболеванием.

Некоторые американские газеты называли этот фильм среди лучших в 2008 году.

«Вики Кристина Барселона» (2008)

Взлохмаченная и взбалмошная истеричка Мария-Елена, не выпускающая сигарету изо рта и гневно сверкающая глазами на своего бывшего мужа и его новую пассию, принесла Пенелопе «Оскар» за лучшую роль второго плана и кучу других премий и номинаций. Испанка по полной программе переиграла исполнительниц двух главных женских ролей в картине - Скарлетт Йоханссон и Ребекку Холл. А фильм критики назвали одним из лучших у Вуди Аллена за последние годы.

Яркая картина, снятая Алленом в городе-мечте Барселоне на муниципальные деньги, позволила Пе предстать на экране во всей красе, в полной мере продемонстрировав свое актерское мастерство. Исполнитель главной мужской роли Хавьер Бардем оценил это - между ним и Пенелопой ярким пламенем вспыхнула любовь, спустя пару лет скрепленная официальным браком. Еще через год испанские «оскароносцы» превратились в маму и папу.

Успешный опыт работы с Вуди Алленом также получил продолжение – знаменитый американский режиссер предложил Пенелопе новую роль в фильме «В Рим с любовью», мировая премьера которого только что состоялась.

 

Личное дело

Испанская невеста американского «Оскара»

Ежегодно 23 февраля главной темой испанских СМИ становятся воспоминания о попытке государственного переворота, предпринятой в этот день военными в 1981 году. Иначе было 23 февраля 2009 года, когда в Лос-Анжелесе Пенелопа Крус первой из испанских актрис удостоилась «Оскара». Самая престижная кинонаграда досталась ей за роль бывшей жены главного героя в фильме «Вики Кристина Барселона» Вуди Аллена.

Свершилось! Красавица Пе, милая девчушка, некогда дебютировавшая на экране в рекламном видеоклипе, превратилась в полноценную голливудскую звезду.

Пенелопа Крус Санчес, дочь коммерсанта и парикмахерши, родилась в мадридском пригороде Алькобендас 28 апреля 1974 года. Редкое имя для новорожденной родители позаимствовали из песни популярного тогда певца Жоана Мануэля Серрата. Позже в семье появилось еще двое детей. Моника поначалу танцевала, семь лет она работала в труппе Хоакина Кортеса, но потом по стопам старшей сестры пошла в кино. Эдуардо, брат Пе и Моники, хотел быть футболистом, а стал певцом.

В 5 лет Пе поступила в академию танцев, куда позже придет и ее сестра. В 14 лет она начинает сниматься в рекламных клипах. Режиссер Бигас Луна приглашает Пе в свой фильм «Возрасты Лулу», но слишком юный возраст девушки не позволяет ей сняться в столь «горячей» роли. Луна, впрочем, не забывает о Пе, три года спустя приглашает ее на главную роль в фильме «Хамон, хамон». К тому времени Пе уже дебютировала в кино, снявшись в 1991 году в «Греческом лабиринте».

Увидев себя на экране в рекламном клипе, 14-летняя Пе оставляет занятия танцами и идет изучать актерское мастерство. Спустя несколько лет она обращает на себя внимание всей страны, снявшись в клипе на песню «Сила судьбы» популярной группы Mecano. Тогда же у нее завязывается роман с Начо Кано, участником и автором лучших хитов группы. Пара уезжает жить в Нью-Йорк, где Пе усердно изучает английский язык, который ей вскоре понадобится.

Вернувшись в Испанию, Пе работает на телевидении – снимается в сериалах, ведет программу на канале Telecinco. Настоящая известность приходит к ней в 1994 году после роли, сыгранной в фильме Фернандо Труэбы «Прекрасные времена». Кинолента получает «Оскара», а 20-летнюю Пе замечают в Голливуде. В 1999 году она получает премию «Гойя» за лучшую женскую роль в фильме «Девушка твоей мечты» того же Труэбы.

К тому времени Пе уже в первых рядах восходящих «звездочек» Голливуда. Она активно снимается, в США выходят фильмы, где она играет с Мэттом Дэймоном, Джонни Деппом, Николасом Кейджем. А в 2000 году вместе с Антонио Бандерасом на церемонии вручения «Оскаров» ей поручают объявить победителя в номинации «Лучший иностранный фильм». Вскрыв конверт, Пе оказалась не в силах сдержать эмоции и в экстазе прокричала в микрофон: «Педро!» Статуэтку присудили фильму Педро Альмодовара «Все о моей матери», в котором Пенелопа исполнила одну из ролей.

Возможно, карьера в Голливуде ограничилась бы участием в не самых кассовых фильмах, если бы в 2001 году у Пе не завязался бурный роман с Томом Крузом. Эта связь дала новый импульс голливудской карьере актрисы. Одну за другой она получает роли в блокбастерах и блестяще справляется с ними. В январе 2004 года Крус и Круз расстаются, но к этому времени Пе уже сделала решительный шаг к голливудским вершинам, ей одну за другой предлагают главные роли знаменитые режиссеры.

Уже в ранге самой успешной европейской актрисы в Голливуде, Пе успешно сотрудничает и с кинематографистами-соотечественниками. За роль в фильме «Возвращение» Педро Альмодовара она в 2007 году номинируется на «Оскара» за лучшую женскую  роль, но так и не удостаивается заветной золотой статуэтки.

Спустя два года, снявшись в «Вики Кристина Барселона», Пе получает за эту свою работу и «Гойю»,  и «Оскара». На церемонии в Лос-Анжелесе она появилась в роскошном белом платье, вполне пригодном для свадьбы. Но к тому времени почти официальный жених испанской «невесты» в минуты ее торжества в зале отсутствовал. Хавьер Бардем не смог отпроситься со съемок своего нового фильма. Он даже пытался взять бюллетень, ссылаясь на якобы вывихнутую ногу, но его разоблачили и заставили остаться в Испании. Любимую он поздравил по телефону, едва заветная награда оказалась у нее в руках. Годом ранее Хавьер также получил «Оскара» - за второстепенную роль в американском фильме «Старикам здесь не место». А дебютировал в кино он в одном фильме с Пенелопой - в «Хамон, хамон», когда ему был 21 год, а ей – всего 17.

Несмотря на ажиотажный интерес к ее частной жизни, Пе старательно избегает контактов с представителями СМИ. Со времен ее романа с Крузом она никогда не появлялась на официальных мероприятиях со своими мужчинами. Не особенно афишировалась и связь с Бардемом – звездная пара встречалась в условиях строжайшей конспирации, и папарацци редко удавалось запечатлеть их вместе. Даже о свадьбе Пе и Хавьера журналисты и общественность узнали пост-фактум.

Евровидение: шведы помогут Испании выйти из музыкального кризиса?

Культура

ВЗГЛЯД

Конец этой недели совпадает с заключительным финалом Евровидения-2012. Состоится  он в Азербайджане, в Баку, в нововыстроенной арене Кристалл Холл. По правилам принимает у себя фестиваль страна-победительница. Азербайджанский дуэт Эль и Никки выиграл Евровидение-2011 в Германии с песней, написанной шведскими авторами. Швецию принято считать третьей страной после США и Великобритании по значимости и достижениям в шоу-бизнесе. Есть у шведов чутье и умение сочинять мелодии, легко затрагивающие душу и приглашающие к танцу. Азербайджанцы поняли этот «рецепт победы» и после первого же сотрудничества со шведскими продюсерами и авторами песен получили хорошие результаты. В 2010 году Азербайджан был на пятом почетном месте. И в этом году азербайджанская певица Сабина Бабаева представит на Евровидении песню, спродюсированную шведским авторским квартетом.  Возможно, этот «тренд найма заморских композиторов» подтолкнул и Испанию попробовать со шведами и... постараться занять достойное место на Евровидении.

За свою многолетнюю историю участия в европейском музыкальном конкурсе последние декады, к сожалению,  заставляют Испанию неловко чувствовать себя среди свежеприсоединившихся восточноевропейских стран со своими неординарными номерами и экспериментами, равно как и победами.  Похоже, трендовость является одним из залогов успеха на Евровидении. Вот, например, Португалия, как правило, преданная своему традиционному музыкальному стилю,  уже почти полвека мечтает о «золоте» Евровидения...

Итак, Испания решила попытается выбраться из музыкального «кризиса». Для выступления в Баку испанской певице Пасторе Солер песню Quedate Conmigo  (Останься со мной) написали  шведские авторы во главе с «доктором шлягеров» Томасом Г:соном. Его песни постоянно представлены на шведском национальном Фестивале песни, с частыми победными прорывами на общеевропейской арене. Музыкальные критики оценивают испанский номер как внушительный, с большим шансом оказаться в первых строках финального голосования. Кто же в фаворитах? Опять же песня Томаса Г:сона в соавторстве с Петером Бостремом, уже написанная для представительницы собственно самой Швеции. Лореен с песней Euphoria (Эйфория) держится на вершинах букмекерских рейтингов. Петер Бострем, кстати, также написал песню и для представителя Норвегии. Вот какой-то запутанный «шведский круг» получается. В общем, в победных выступлениях следует «винить» шведов.

Выиграет ли Испания в этом году или все же Швеция... А может, российские «Бурановские бабушки» вспомнят битву под Полтавой и устроят что-то ударное на сцене, и вернуться победителями с Евровидения. Узнаем в эту субботу.

Жизнь - театр

Культура

Каталония


У подножия горы Монтсеррат, в небольшом поселке Эспаррагера жители весь год живут в ожидании Пасхальной недели.

 

На ежегодный пасхальный спектакль, подготовленный силами местных жителей, съезжается вся каталонская театральная богема. Спектакль впечатляет масштабами и профессионализмом! Местный булочник перевоплощается в Иисуса, банкир — в Понтия Пилата, и т.д. Мастерству этих людей могли бы позавидовать именитые актеры. Спектакль из четырех актов длится три часа, но все проходит на одном дыхании, на декорации и костюмы местный муниципалитет не жалеет средств, все просто великолепно! В течение Пасхальной недели спектакль идет ежедневно при полном аншлаге.


Читать дальше →

«Каталонская весна» снова пришла

Культура

Фестиваль

В начале мая сразу в Барселоне, Реусе, Тороэлья-де-Монгри и Барсбера-де-Вальес прошел третий фестиваль «Каталонская весна», ставший продолжением уже известного в Каталонии фестиваля «Славянская весна».

Это мероприятие проводится некоммерческой организацией «Мир культуры» под патронатом МИД Российской Федерации, Посольства РФ в Испании и Генконсульства РФ в Барселоне. А участвуют в нем танцевальные, хоровые и художественные коллективы из разных городов и регионов России.

В прошлом году в гости в Испанию приехали в основном молодые артисты. На этот раз зрителей порадовали своим творчеством ансамбль танца «Зори Тюмени», хоровые коллективы «Кантилена» (Зеленоград), «Junge Stimmen» (Пермь) и «Глория» (Москва), ансамбль «Дивертисмент» (Оренбург), вокальный ансамбль «Октава» (Свердловск), хореографический коллектив «Зеленый Град» (Зеленоград), танцевальный коллектив «Счастливое детство» (Ярославль), народный ансамбль «Кредо» (Калуга) и Театр музыки и танца «Щелкунчик» (Оренбург). Всего же за три года в фестивале приняло участие более тысячи артистов.

Особенностью «Каталонской весны 2012» стало выступление двух российских хоров, «Junge Stimmen» и «Кантилена», в церкви при монастыре на горе Монтсеррат. Наши артисты выступили после хора мальчиков из Эсколании, и им было предложено занять почетные места в центре алтаря. А мальчики-каталонцы тоже остались в церкви, чтобы послушать пение гостей.

Также, в рамках фестиваля прошли художественные мастер-классы, выставки и конкурсы, в которых приняли участие более 40 художников из различных регионов России.

В чем отличие этого «юбилейного» фестиваля от предыдущих?

- Три года – это, конечно, еще не юбилей, а только первая ступень к нему. За это время у фестиваля появились своя история и свои поклонники, с каждым разом он становится известнее, как среди каталонских зрителей, так и среди наших соотечественников. Цель фестиваля остается неизменной - продвижение российской культуры за рубежом, Надеюсь, что она с успехом достигается. Несмотря на кризис, мы планируем продолжать эту традицию, и приложим все усилия, чтобы она стала ежегодной, - говорит координатор фестиваля и представитель компании «Мир культуры» Оксана Голяк.