МАВРЫ И ХРИСТИАНЕ

Туризм

Один раз в году, в июле, в тишайших городках восточного побережья Испании - Валенсии и Аликанте - случается война. Горожане, вооруженные топорами, пиками, ружьями и мушкетами, заполняют улицы, и начинается настоящее cветопредставление. Посмотреть на этот костюмированный бой стекаются любопытные со всей Испании и из-за границы. 
"Воюют" местные жители без малого двести лет. Правда, началось все гораздо  раньше, во времена борьбы испанцев и арабов. В далеком 1276 году на небольшую деревушку Алькой напало войско мавров под предводительством Аль-Азрака. Битва была тяжелой, рыцари-христиане дрались отчаянно. Вооружившись кто чем мог, защищались и жители Алькоя. Но силы были  неравными – арабское войско оказалось огромным и хорошо обученным. Казалось, испанцы были обречены. Перед последней и решительной атакой арабов, согласно легенде, защитникам  деревушки явился Георгий Победоносец. Христиане, отбив атаку мавров, пошли вперед. 
Много веков подряд местные жители отмечали радостное событие, потехи ради переодеваясь в костюмы христианских рыцарей и мавров и разыгрывая сценки из той знаменитой битвы. 
В XVIII веке стихийным гуляниям решено было придать официальный статус. Так в Валенсии появился красочный праздник "Мавры и христиане". 
Разминка перед боем

Если современный праздник в Алькое и отличается от средневекового, так это только размахом – воюют целых три дня. Гости, приехавшие в город, получают программки, как в театре, в которых все расписано по минутам. "Разминаться" местные жители начинают накануне вечером. Мужчины, надев свои лучшие деловые костюмы и вставив в зубы огромные сигары, выходят на улицы демонстрировать свою удаль. Сигара – неотъемлемый атрибут действа. Спросите у любого воина – зачем? Он затруднится с ответом: так принято, это традиция, с которой не справится даже самая мощная антиникотиновая кампания. Встав в шеренги, мужчины проходят по улицам города, как бы репетируя завтрашнее шествие. 
Особых декораций для праздника не строят – ими становятся узкие средневековые улицы города. И только на главной площади, где развернутся основные действия праздника, каждый год сооружают деревянную крепость.  Вдоль улочек расставляют стулья для зрителей. О билетах на места "в партере" стоит позаботиться заранее: они распродаются задолго до начала праздника. Все балконы обтягивают белыми флагами с красными крестами – символами Святого Георгия. Балконы – лучшее место для наблюдения за представлением. Говорят, за три дня праздника их владельцы успевают хорошо заработать: арендовать балкончик даже на один день стоит больше 1000 евро. 

Утром следующего дня начинается грандиозное шествие "мавров и христиан". Город в одночасье разделяется на два "враждующих лагеря". В каждом из них по 14 боевых отрядов-фил. У христиан – филы басков, астурийцев, арагонцев,  у мавров – филы берберов, марокканцев, бенимеринцев... Фила – не только бравая боевая единица, но еще и союз единомышленников. "Бойцы" весь год вместе проводят досуг, устраивают собрания и посиделки, обсуждая сценарий будущих шествий и детали костюмов. Кем стать  – бербером или арагонцем – долго не думают. Членство в филе чаще всего передается по наследству: ведь сто с лишним лет назад по этим же улочкам шествовали прапрадедушки нынешних рыцарей и визирей. Алькойцы живут в своем особом измерении. У них иная система ценностей. Пока мы копим на дорогие машины, квартиры и путешествия, алькойцы откладывают деньги на костюмы. Роскошные наряды "мавров и христиан" стоят целое состояние. В них входят мечи и щиты ручной работы, специально выкованные кольчуги, палицы, забрала, расшитые вручную камзолы и плащи.
Заметьте, на устроение праздника из казны города не тратится ни копейки. Все – за счет личных пожертвований граждан. Войска "мавров и христиан" ведут в бой капитаны. Должность эта выборная – только на один год. Капитанами обычно назначают самых уважаемых и влиятельных горожан. 
Воюют все! 
Первыми на тесные средневековые улочки входят победители –  христиане. Их капитану вручают символический ключ от города, и он начинает шествие в сопровождении своей эскадры (так здесь называют небольшой боевой отряд). По задумке сценариста, вооруженные рыцари  в доспехах со знаменами, барабанщики и трубачи должны показать боевую мощь христиан. За ними следуют живые картинки из мирной жизни: фаворитка капитана со своей свитой, настоящая королевская охота со сворой борзых и сокольничими, медведь в клетке и нескончаемая вереница благородных дам и конных и пеших рыцарей в умопомрачительных костюмах. В следующем шествии не повторится ни одна деталь сценария.  Следом за капитаном в город входят боевые отряды горожан, каждый в своей форме и собственным оркестром, причем немалым. Поражаешься, откуда в маленьком городке такое количество музыкантов! Огромные барабаны задают ритм шествию, а резкие звуки "дольсайна" (небольшие трубы) зовут к победе. Усталому барабанщику на ходу перевязывают стертые руки, а он при этом не перестает играть ни на секунду. Во главе филы командир победоносно размахивает жезлом и приветствует зрителей. За ним, прижавшись плечом к плечу, идет шеренга самых лучших воинов. С балконов летят конфетти, которое мешками принято рассыпать на головы участников. Замыкает шествие христиан знаменосец со своей не менее пышной кавалькадой. 
Еще совсем недавно участие слабого пола в шествии не приветствовалось: не женское это дело – пиками махать. Правда, сейчас для дам сделали послабление, и они на равных (или почти на равных) участвуют в празднике. В капитанском шествии почтенные горожанки изображают рабынь, наложниц в гаремах, танцовщиц. А вот для детей никаких ограничений нет, в том числе и возрастных. Крохотных младенцев одевают в такую же форму, как у взрослых, и везут по улицам на колясках и повозках. Настоящий воин должен нюхать порох с пеленок! Вот только вместо обязательной сигары изо рта у ребенка торчит "чупа-чупс". 
Мимо трибун до самого позднего вечера с небольшим полуторачасовым перерывом на сиесту нескончаемым потоком движутся христиане и мавры. Мавры во главе со своим капитаном входят в город после обеда. Их наряды по-восточному красочны и богаты. Но все-таки больше всего поражает не изящество дорогих костюмов, не гремящая музыка, не дикие звери в клетках, а масштаб действа. Кажется, что на улицы вышел весь город. 
На следующий день в празднике наступает передышка. Пока в местном соборе служат молебен в честь Святого Георгия, мирные жители, не играющие в войну, спешно покидают город. Потому что третий день битвы – решающий и ужасно шумный. 
Мавры и христиане вступают в последний бой: палят изо всех орудий и мушкетов, крепость переходит от одних войск к другим. Шум и грохот стоит такой, что не выдерживают барабанные перепонки. За один день военных баталий горожане умудряются израсходовать 4,5 тонны пороха! Как и положено, в разгар боя на площади появляется на белом коне сам Святой Георгий. А что бывает дальше, вы уже знаете. 
Война заканчивается победой христиан, но  мавров это совершенно не огорчает. Смешавшись в толпе, они все вместе расходятся по барам, чтобы выпить за победу под залпы фейерверков. А заодно обсудить детали будущей битвы, ведь до нее остается не так много времени –  всего один год. 
Всеобщий праздник
Надо сказать, что в последние десятилетия праздник "Мавры и христиане" стал отмечаться не столько для того, чтобы помянуть героическую борьбу предков с арабскими завоевателями, сколько для увеселения  отдыхающих и туристов. Требование древнеримского плебса  "хлеба и зрелищ" сегодня как никогда актуально. С "хлебом" на побережье все в порядке, а вот с развлечением приезжающих сюда испанцев и иностранцев всегда напряженка. Нужно все время что-то придумывать, а то отдыхающие соскучатся на пляже и на будущий год поедут на Кубу или еще куда-нибудь. Подобная перспектива местных жителей, живущих – и неплохо – в основном за счет индустрии отдыха, совсем не устраивает. А посему их фантазия генерирует все новые и новые забавы-праздники, подготовка к которым, кстати, вносит разнообразие в тихую жизнь курортных поселков вне купального сезона. 
Не секрет также, что в праздничные дни под грохот барабанов и взрывы петард, вопли христиан и мавров, марши духовых оркестров, съедается и выпивается гораздо больше, чем в обычные дни. Ведь гулянье идет до 5-6 утра. Даже те, кто не желает принимать участие во всеобщем веселье, вынуждены делать это. Спать ночью в дни праздника просто невозможно, так что лучше присоединиться к одной из компаний – к маврам или христианам. Тем более, что в их "штаб-квартирах" на открытом воздухе танцы с выпивкой и закусками проходят в режиме "non stop".  
Местная торговля побивает все рекорды доходов – вино льется рекой  и заедается тоннами всевозможных"тапас". 
Ритм жизни в дни праздника на побережье весьма своеобразен. Протрезвев и отоспавшись после бурной ночи, отдыхающие и местные жители выбираются из домов часа в два. Обедают позже обычного и предаются сиесте. Разгар веселья начинается  вечером. После 6 утра курортные городки затихают, и до полудня на улицах не видно ни души. 
В отличие от Алькоя, праздник в большинстве курортных городков финансирует муниципалитет и спонсируют местные предприниматели.  Но все же главное здесь – энтузиазм местных жителей – героев праздника. И дело, конечно, не только в желании привлечь отдыхающих и заработать. Местные сами веселятся на славу. Кстати, такое массовое участие в праздниках в роли самодеятельных актеров, будь-то Пасха, Волхвы (короли-волшебники) или те же "Мавры и христиане" – явление, свойственное лишь испанской провинции. Жители Мадрида и других индустриальных городов с каждым годом проявляют значительно меньше энтузиазма в такого рода массовых мероприятиях.
 
Подготовил 
Николай Илларионов.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.